От «козлика» до «охотника. От «козлика» до «охотника Габаритные размеры уаз 469 с тентом
Легендарная 469 модель
УАЗ 469 — легендарный советский автомобиль. Появившись на дорогах страны, он изменил понятие советских граждан о проходимости и вместимости легкового авто.
Этот «козлик», как ласково называли его военнослужащие, мог поднять вес в 800 кг и завезти его на любую высоту. Через 2 года после постановки на конвейер 3 автомобиля УАЗ 469, в обычной заводской комплектации, без лебедок и цепей противоскольжения, покорили самую высокую гору Европы — Эльбрус.
История создания
С 1952 года Ульяновский автомобильный завод производил легковые автомобили ГАЗ 69 и ГАЗ 69А. Первая модификация была предназначена для армии, а вторая — для нужд сельского хозяйства. Различия были только в исполнении салона: у военной версии он был 8-местным, а у гражданской — 5-местным. Обе машины были созданы на элементной базе модели ГАЗ М 20 «Победа». Обладая неплохой проходимостью, эти автомобили имели несколько существенных недостатков. Во-первых, на обеих модификациях не было салонных обогревателей, что в условиях нашего сурового климата затрудняло эксплуатацию ГАЗ 69 в холодное время года. Во-вторых, на этих машинах стоял двигатель ГАЗ 11, невероятно прожорливый и маломощный. Кроме того, военных не радовал и маленький клиренс, всего 210 миллиметров. В условиях настоящего бездорожья командирская машина тонула в грязи там, где проезжали армейские грузовики и бронетехника. В связи с этим уже в середине 50-х годов появилась идея о замене этого джипа. В 1958 году был разработан прототип УАЗ 460, но в серию он так и не пошел.
В 60-х годах на основном конвейере Горьковского автомобильного завода «Победу» сменила «Волга» ГАЗ 21. Разумеется, на ее элементной базе и был разработан новый внедорожник, его должны были поставить на линию уже в 1965 году. Но из-за смены руководства страны эти планы не удалось осуществить вовремя. Началась эпоха застоя. Будущий УАЗ 469 выпускался только опытными партиями и ждал своего часа еще долгих 7 лет.
Описание и характеристики
Параметры автомобиля
В 1972 году новый советский внедорожник наконец-то был представлен общественности. Как и ГАЗ 69, он производился в 2 модификациях. В отличие от предшественников, между армейской и сельской версиями имелись существенные различия в трансмиссии, подвеске и ходовой части.
Военный автомобиль, получивший индекс УАЗ 469, имел клиренс в 300 миллиметров, ведущие мосты с двойной, главной передачей, 9-листовые задние рессоры и понижающие бортовые редукторы на всех колесах. Гражданский автомобиль, УАЗ 469Б, производился с клиренсом в 220 миллиметров, ведущими мостами с одинарной, главной передачей (позаимствованные у предшественника) и 7-листовыми задними рессорами. Обе машины имели полный привод. Внешние габариты армейской и гражданской модификаций не различались.
На обе версии устанавливался 2,5-литровый двигатель УМЗ 451М мощностью в 75 лошадиных сил. Несмотря на свою вроде бы малую мощность, сравнимую с мощностью двигателя ВАЗ 2103, этот силовой агрегат мог тащить за собой вес в 3210 кг на подъем в 36% со скоростью 90 километров в час. Словно маленький танк, этот автомобиль уверенно следовал за бронетехникой, проезжая там, где застревали военные грузовики. При этом расход бензина в самой сложной ситуации составлял не более 16 литров на 100 километров пути.
Габаритные размеры:
- длина — 4025 мм;
- ширина — 1805 мм;
- высота — 2015 мм;
- колесная база — 2380 мм;
- колея — 1442 мм.
Весовые характеристики УАЗ 469 (469Б):
- масса в снаряженном состоянии — 1650 (1540) кг;
- полная масса — 2450 (2300) кг;
- наибольшая масса буксируемого прицепа — 760 (760) кг;
- максимальная нагрузка на переднюю ось — 1020 (965) кг;
- максимальная нагрузка на заднюю ось — 1430 (1335) кг;
- вес возимого топлива — 62,5 (62,5) кг.
Скоростные характеристики:
- крейсерская скорость по бездорожью — 30 км/ч;
- максимальная скорость по шоссе — 100 км/ч.
Армейский внедорожник мог перевозить 7 солдат и 100 кг груза, вес багажа при перевозке 2 солдат составлял 600 кг.
В середине 80-х годов была проведена модернизация. Автомобиль получил новые двигатели:
- УМЗ 414 — мощностью в 77 лошадиных сил;
- УМЗ 417 — мощностью в 80 лошадиных сил.
Кроме того, прежние тормоза сменили на двухконтурные с сигнализатором. Были заменены:
- печка;
- коробка переключения передач;
- карданные валы;
- фары;
- ведущие мосты;
- рулевая колонка;
- стеклоомыватели.
Вес и габариты машины не изменились. Скорость увеличилась до 120 км/ч.
Обновленный УАЗ 469 сменил название на УАЗ 3151, а УАЗ 469Б стал называться УАЗ 31512. Под таким индексом их производили до 2003 года.
Двигатель УМЗ 417 предназначался для установки в советские автомобили повышенной проходимости ульяновского автомобильного завода, такие как УАЗ 469 и УАЗ 452 “Буханка”.
Особенности.
Мотор УМЗ 417 пришел на смену УМЗ 414. Двигатель обзавелся новой головкой блока цилиндров схожей с ГБЦ автомобиля ГАЗ-24 (ЗМЗ-402). Степень сжатия при этом возросла с 6,7 до 7,0. Изменения затронули и газораспределительный механизм – установлен другой распредвал и новые впускные клапаны (диаметр шляпки увеличен до 47 мм). ГБЦ с круглыми окнами под коллектор, на ранних моторах коллектор под однокамерных карбюратор. Двухкамерный карбюратор на двигателях с индексом 4178.
Проблемы мотора давно известны – низкое качество деталей и сборки, проблемная система охлаждения (мотор склонен к перегреву), течи масла отовсюду, даже через блок.
Ресурс мотора УМЗ-417 составляет около 150 тыс. км.
Двигатель имеет ряд модификаций (см. ниже).
Характеристики двигателя УМЗ 417 УАЗ 469, 452 Буханка
Параметр | Значение |
---|---|
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 2,445 |
Диаметр цилиндра, мм | 92,0 |
Ход поршня, мм | 92,0 |
Степень сжатия | 7,0 |
Число клапанов на цилиндр | 2 (1-впуск; 1-выпуск) |
Газораспределительный механизм | OHV |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 66,9 кВт — (92 л.с.) / 4000 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 177 Н м / 2200-2500 об/мин |
Система питания | Карбюратор К-151В(Г) |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 76 |
Экологические нормы | Евро 0 |
Вес, кг | 166 |
Конструкция
Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый карбюраторный с контактным распределителем зажигания, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки – под давлением и разбрызгиванием.
Блок цилиндров алюминиевый с чугунными гильзами. У УМЗ-417 гильзы посажены через резиновые кольца, в отличии ЗМЗ-402, у которого посадка через медные прокладки. К сожалению резиновые кольца снижают прочность блока 417-го мотора. Блок не имеет ребер жесткости. Лишь на поздних моторах появились 3-4 ребра. На блоке УМЗ-417 имеется крепление под маслофильтр от ВАЗ-2101.
Если и дальше говорить о схожести и различиях моторов УМЗ-417 и ЗМЗ-402, то можно сказать, что коленвал, распредвал, шатуны, поршни, кольца, толкатели и штанги у них одинаковые. Гильзы разные из-за отличия способа посадки. Маховик у 417-го больше в диаметре и тяжелее, соответственно колокол также больше в размерах. У ЗМЗ набивка кладется в канавку в блоке и крышке коленвала, а у УМЗ прикручивается и обжимается штампованными стальными пластинками, что в итоге плохо сказывается на герметичности конструкции.
У УМЗ 417 охлаждающая жидкость забирается и подается в ГБЦ, как результат неравномерное охлаждение двигателя. Помпа ЗМЗ 402 надежнее 417-ой, в ней сальник, а не фибра. Но это касается только помпы старого образца! Сейчас на новых помпах для 417-го мотора используется сальник.
Важно упомянуть, что выпускной коллектор на УМЗ 417 имеет конструкцию 4-1, который задавливает двигатель на средних и высоких оборотах.
Модификации
1. УМЗ 417.10 — предназначен для установки на автомобили УАЗ-3151 (76 бензин, 92 л.с.).
2. УМЗ 4175.10 — имеет повышенную степень сжатия 8.2 под 92 бензин. Мощность 98 л.с. Применялся на автомобилях Газель.
3. УМЗ 4178.10 — применен коллектор под двухкамерный карбюратор.
4. УМЗ 4178.10-10 — установлена ГБЦ от УМЗ-421 с увеличенными выпускными клапанами до 39мм. Комплектуется сальником коленвала вместо набивки. Помпа закреплена на блоке. предназначен для автомобилей УАЗ.
Обслуживание
Замена масла в двигателе УМЗ 417.
Интервал замены масла — 10 тыс. км. Объем масла сухого двигателя с масленым радиатором составляет 5,8 литра. При замене в системе смазки и радиаторе остается от 0,5 до 1 литра масла. Масленый фильтр от ВАЗ 2101. Масло, рекомендованное производителем — М-8-В SAE 15W-20, М-6з/12Г SAE 20W-30, M-5з/10г1, M-4з/6B1 SAE 15W-30.
Регулировка клапанов
Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс. км.
Основные отличия этих автомобилей от базового
.
Кузов — цельнометаллический, пятидверный, разделенный на два отсека; число мест — 6(7) в том числе в переднем отсеке 5(2), в заднем 4(2). Задний отсек имеет отопление и вентиляцию от основной отопительновентиляционной системы. Запасное колесо расположено в заднем отсеке. Автомобиль оснащен дополнительным освещением, сигнализацией и спецоборудованием. Полная масса — 2210 кг, габаритная высота — 2500 мм.
Грузоподъемность:
с 9-листовыми рессорами 600 кг груза плюс 2 чел. или 100 кг плюс 2 чел
с 7-листовыми рессорами 400 кг груза плюс 2 чел. или только 7 чел.
31512 | 3151 | |
Снаряженная масса, кг | 1590 | 1680 | В том числе: |
на переднюю ось | 870 | 900 | на заднюю ось | 720 | 780 |
Полная масса, кг | 2150 | 2480 | В том числе: |
на переднюю ось | 920 | 1020 | на заднюю ось | 1230 | 1460 |
Допустимая масса прицепа, кг | 850 | 1460 | Макс.скорость автомобиля, км/ч | 115 | 110 |
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, град. | 31 | 31 | Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км: |
при 60 км/ч | 10,5 | 11,6 | при 80 км/ч | 13 | 14,5 |
Тормозной путь с 80 км/ч, м | 43,2 | 43,2 | Радиус поворота, м: |
по внешнему колесу | 6,3 | 6,5 | габаритный | 6,8 | 7 |
Трансмиссия.
Сцепление — однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический. Коробка передач — 4-ступ., с синхронизаторами на всех передачах переднего хода; передат. числа для синхронизированной коробки передач: I-3,78; II-2,60; III-1,55; IV-1,0; ЗХ-4,12; передат. числа для коробки передач с синхронизаторами на III и IV передачах: I-4,124; II-2,641; III-1,58; IV-1,00; ЗХ-5,224. Раздаточная коробка — двухступенчатая, передат. числа: высшая — 1,00; низшая — 1,94. Карданная передача — из двух валов. Главная передача — коническая со спиральными зубьями; передат. числа: на УАЗ-31512 — 4,625, на УАЗ-3151-2,77 и колесных редукторов — 1,94 (общее передат. число — 5,38).
Колеса и шины.
Колеса — с неразъемным ободом 6L-15. Шины — 8,40-15, давление воздуха в передних шинах 1,7-1,9; задних — 1,9- 2,1 кгс/см. кв. , Число колес 4+1.
Подвеска.
Передняя и задняя — на двух полуэллиптических 7- или 9-листовых рессорах с телескопическими амортизаторами.
Тормоза.
Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (каждая колодка передних колес приводится в действие от отдельного цилиндра, обе колодки задних колес — от одного цилиндра), двухконтурным гидроприводом (раздельным по осям) и вакуумным усилителем. Вариант-гидропривод без усилителя. Стояночный тормоз — трансмиссионный, с барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.
Рулевое управление.
Рулевой механизм — глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передат. число — 20,3.
Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-60ЭМ, генератор Г250-П2, регулятор напряжения РР132-А, стартер 42.3708, прерыватель-распределитель (на УАЗ-3151) — Р132, датчик-распределитель (на УАЗ-31512) — 3302.3706, катушки зажигания: на УАЗ-31512 — Б116, на УАЗ-31251 — Б102-Б, транзисторный коммутатор (на УАЗ-31512) — 1302.3734, свечи зажигания: на УАЗ-31512 — All, на УАЗ-3151 — СН302-Б.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак — 2×39 л, бензин А-76;
система охлаждения (с подогревателем) — 13л, вода или тосол А-40, А-65;
система смазки двигателя — 5,8 л, M-8B, М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В);
Картер коробки передач — 1,0 л, ТСп-15К (заменитель ТАП-15В), при температурах минус 20-45°С масло ТСп-10;
картер раздаточной коробки — 0,7 л,
картер рулевого механизма — 0,25 л,
картеры ведущих мостов — 2×1,0 л (УАЗ-31512), — 2×0,85 л (на УАЗ-3151);
картеры колесных редукторов — 2×0,3 л, кругом масла для коробки передач
;
система гидропривода тормозов — 0,52 л;
система гидропривода выключения сцепления — 0,18л; тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы — 4×0,32 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУ;
бачок смывателя ветрового стекла — 2л, вода или жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Габариты
Ходовая часть
Топливо
Двигатель
Чем больше объём двигателя, тем мощнее машина, и тем, как правило, она больше. Нет смысла ставить малокубатурный мотор на большой автомобиль, двигатель просто не сможет справится с его массой, так же бессмысленно и обратное - ставить большой мотор на лёгкий автомобиль. Поэтому производители пытаются подобрать мотор. к цене машины. Чем дороже и престижней модель, тем большего объёма на ней двигатель и тем он мощнее. Бюджетные версии редко могут похвастать кубатурой свыше двух литров.
Объём двигателя выражается в кубических сантиметрах или в литрах. Кому как удобней.
Объем двигателя УАЗ 469 составляет от 2.4 до 2.7 л.
Мощность двигателей УАЗ 469 от 75 до 112 л.с.
Потребность в автомобилях-вездеходах в России вряд ли снизится в ближайшие десятилетия, поэтому выпуск в нашей стране не слишком дорогих внедорожников, рассчитанных на широкие круги автолюбителей, живущих в условиях бездорожья, скорее всего, будет продолжаться - ведь спрос всегда стимулирует предложение.
В числе таких отечественных полноприводных автомобилей по-прежнему пользуются популярностью и недавно обновлённая старушка «Нива» BA3-21213, и её более молодая соперница Chevrolet Niva, и, конечно же, давно знакомый не только жителям России, но и многих других стран супервездеход УАЗ-469 (с некоторых пор - УАЗ-3151) по кличке «козлик».
С началом Великой Отечественной войны многие московские предприятия были эвакуированы на Восток. В их числе был и Автозавод имени Сталина - ЗиС.
В августе 1941 года в Ульяновске, на берегу Волги началось строительство сборочных цехов ЗиСа, и уже к июлю 1942 года темп сборки грузовиков ЗиС-5 составил от 20 до 30 машин в сутки.
С 1945 года завод начал собирать «полуторки» ГАЗ-АА, а затем и ГАЗ-ММ, параллельно осваивая выпуск комплектующих узлов и агрегатов для этих машин. А с 1950 года началась серьёзная работа по технической подготовке автозавода для выпуска нового армейского полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-69/ГАЗ-69А, спроектированного и освоенного в производстве на Горьковском автозаводе. Первые серийные вездеходы вышли из сборочного цеха УАЗа в 1956 году.
Предполагалось, что «шестьдесят девятые» будут выпускаться заводом не менее 15 лет, однако в конструкторском бюро УАЗа под руководством Петра Музюкина практически сразу же начали разрабатывать армейский внедорожник будущего.
Новую машину предполагали оснастить 70-сильным верхнеклапанным двигателем с рабочим объёмом 2,445 л, трёхступенчатой коробкой передач, колёсными редукторами и зависимой рессорной подвеской. При проектировании отдавалось предпочтение геометрическим параметрам, обеспечивающим проходимость - увеличенному клиренсу, колёсам большого диаметра, а также значительным углам въезда и съезда, однако при этом подчас забывали о гибкости работы двигателя, оптимальном рисунке протектора шин и тяговых параметрах трансмиссии.
Первый экспериментальный образец новой машины был продемонстрирован представителям Министерства обороны осенью 1960 года. Вездеход был принят заказчиком, в общем, благосклонно, однако клиренс его признали недостаточным. Наиболее радикальным средством его увеличения стали колёсные редукторы, позволившие увеличить дорожный просвет с 220 до 300 мм. При этом предполагалось, что гражданская модификация машины будет выпускаться без колёсных редукторов.
В 1961 году начались испытания армейского и гражданского вариантов нового внедорожника, в ходе которых вездеходы прошли через Среднюю Азию к Памиру, затем добрались до Каспия и вдоль Волги возвратились в Ульяновск. Далее в соответствии с замечаниями испытателей вносились изменения в конструкцию машин, и только в 1964 году джипы прошли государственные испытания.
Серийное производство автомобилей, получивших индексы УАЗ-469 и УАЗ-469Б, началось только в 1972 году. Интересно, что в Китае, куда была передана документация на производство этого армейского джипа, Beijing BJ 212 (такое название получил китайский вариант «469-го») начали выпускать уже в 1965 году. Китайский внедорожник отличался от отечественного лишь оформлением передней части кузова.
Ульяновские армейские внедорожники в серии оснащались тем же двигателем, что и лёгкие грузовики УАЗ-452 - его выпускали на Ульяновском моторном заводе, и по конструкции он мало отличался от того, которым комплектовались легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Кстати, по многим узлам грузовичок УАЗ-452 и джип УАЗ-469 были унифицированы - в их числе оказались двигатель, четырёхступенчатая КПП с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах, двухступенчатая раздаточная коробка и отключаемый передний мост.
При конструировании армейского варианта джипа применялись и нестандартные технические решения - как уже упоминалось, для увеличения дорожного просвета с 220 мм до 300 мм использовались колёсные редукторы с передаточным числом 1,94, что позволило сделать более компактным картер главной передачи за счёт уменьшения её передаточного числа с 5,125 до 2,77.
Основным заказчиком машины выступало Министерство обороны, поэтому именно оно определяло её технические характеристики. В частности, брезентовый тент в совокупности с откидывающимся на капот ветровым стеклом делали автомобиль пригодным для транспортирования по воздуху - самолётами и вертолётами. И никого не интересовало, что из-за этого машину было практически невозможно эксплуатировать в суровые российские зимы. А таких «летающих» «уазиков» из немалого серийного выпуска Ульяновского автозавода требовались лишь считанные проценты! Справедливости ради следует заметить, что опытный образец цельнометаллического кузова был создан заводом ещё в 1967 году, однако кузнечно-прессовое оборудование УАЗа не позволяло формовать крупные кузовные панели. А для служебных и милицейских «уазиков» кустарные дюралюминиевые и стальные крыши клепали мастерские самых различных предприятий. Интересно, что сам Ульяновский автозавод смог освоить выпуск цельнометаллических машин лишь в 1993 году - через 21 год после запуска в серию УАЗ-469!
Помимо джипов Ульяновский автозавод выпускал целый ряд гражданских и армейских малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. В их числе были грузовик с бортовой платформой УАЗ-451 Д и фургон УАЗ-451, серийное производство которых было развёрнуто ещё в 1961 году.
Не забывали ульяновские конструкторы и об армейских вездеходах, разрабатывая всё новые, подчас весьма интересные варианты 469-го. Самым оригинальным из них был плавающий автомобиль УАЗ-3907. Машина с двумя гребными винтами, оснащённая 77-сильным мотором, на суше развивала скорость до 100 км/ч, а на воде - до 9 км/ч. Кузов машины, имевший две герметичные двери, мог перевозить 7 человек или 750 кг груза. К сожалению, амфибия серийно не выпускалась - в планах Министерства обороны такое универсальное транспортное средство не предусматривалось.
В 1985 году, в соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности, на УАЗе была введена новая система индексации выпускаемых заводом машин. Так, армейский УАЗ-469 с бортовыми редукторами превратился в УАЗ-3151, а гражданский УАЗ-469Б - в УАЗ-31512. В соответствии с этой системой машины, оснащаемые новыми двигателями и другими крупными агрегатами, получали дополнительные цифры индексов, превращавшие их в шести-семизначные, напоминающие телефонные номера, что отнюдь не вносило ясность в суть комплектации конкретной модели автомобиля.
Конструкция автомобиля УАЗ-469 (УАЗ-3151)
УАЗ-469Б и УАЗ-469 представляют собой рамные грузопассажирские автомобили с открытым четырёхдверным кузовом, съёмным брезентовым тентом и откидным задним бортом. УАЗ-469 отличается от УАЗ-469Б наличием колёсных редукторов и экранированным электрооборудованием.
Двигатель автомобиля - четырёхцилиндровый, карбюраторный, максимальной мощностью 75 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 4000 об./мин. Коробка передач - четырёхступенчатая, с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах.
Раздаточная коробка - двухступенчатая, с прямозубыми шестернями.
Рулевой редуктор представляет собой пару из глобоидного червяка и двухгребневого ролика с передаточным числом 20,3.
Передняя и задняя подвески - на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.
Тормоза на всех колёсах - барабанные, с гидравлическим приводом. Стояночный тормоз - трансмисионный, с механическим приводом.
Электрооборудование - 12-вольтовое.
Максимальная скорость автомобиля составляет 100 км/ч, контрольный расход топлива - 10,6 л на 100 км при скорости 30 км/ч.
В последние годы «Козлик» подвергался многочисленным модернизациям в соответствии с запросами гражданских потребителей. Дело в том, что сегодня Министерство обороны уже не выступает в роли основного заказчика и не может диктовать заводу свои требования к конструкции джипа. В угоду покупателю конструкторы создали и тёплый цельнометаллический кузов с эффективным отопителем, и комфортабельные сиденья, и современную мягкую подвеску на пружинах (спереди) и малолистовых рессорах (сзади), и мелкомодульную малошумную раздаточную коробку, и гидроусилитель рулевого управления, а также спрятали торчавший над панелью приборов электродвигатель привода стеклоочистителя… Созданию всего этого в немалой степени способствовала разработка принципиально новых моделей SIMBIR и PATRIOT с совершенно новыми комплектующими агрегатами, которые в итоге перекочёвывали и на старый добрый 469-й.
Модель, получившая название UAZ HUNTER (с англ. - охотник), внешне мало отличается от «козлика», хотя создана она на новой платформе. Ко всему, в конструкции машины резко возросло количество импортных комплектующих.
«Охотник» оснащается новыми неразрезными мостами типа «Спайсер» собственного производства, современными ШРУСами типа «Бирфильд» на передних колёсах с вдвое большим ресурсом, чем прежние, новой, более удобной в эксплуатации мелкомодульной косозубой раздаточой коробкой - уровень её шума по сравнению с классической прямозубой снижен на 8 - 10 децибелл, а подключение переднего моста и пониженной передачи производится теперь не двумя, а одним рычагом. Изменилась и коробка передач - она стала пятиступенчатой. Ко всему, HUNTER оснастили гидроусилителем руля, сцеплением типа LUK диафрагменного типа, передними дисковыми тормозами и передней пружинной подвеской.
На первых порах HUNTER выпускался с одним из двух двигателей - либо с новым инжекторным 140-сильным 16-клапанным бензиновым рабочим объёмом 2,7 л с нейтрализатором отработавших газов, либо польским 86-сильным турбодизелем Andoria рабочим объёмом 2,4 л. Ну а для армии, милиции и МЧС автомобиль комплектуется более простым и неприхотливым карбюраторным мотором.
Система охлаждения двигателя получила новый алюминиевый радиатор повышенной эффективности.
Чисто внешне «Охотник» отличается от «Козлика» более безопасными пластиковыми бамперами, сдвижными стёклами в боковых окнах (кстати, двери автомобиля получили двойное уплотнение) и распашной задней дверью. Что же касается салона, то и там хватает отличий от интерьера 469-го - более удобные кресла, тканевая обшивка дверей и пластиковая приборная панель. UAZ HUNTER уже успел заслужить вполне доброжелательную оценку и любителей внедорожного экстрима, и приверженцев асфальтовых трасс. Машина прекрасно ведёт себя и на скоростях, при которых «Козлик» начинал оправдывать своё прозвище, и в глубоких колеях при включённой понижающей передаче. А это значит, что своими достоинствами «Охотник» непременно поделится с заслуженным предшественником - по-прежнему выпускающимся армейским вездеходом УАЗ-469 - УАЗ-3151.
Грузопассажирские автомобили, выпускаются Ульяновским автозаводом с 1989 г. Выпускавшиеся с 1972 по 1985 гг. автомобили УАЗ-469Б и 469 с двигателями УМЗ-451М мощностью 75 л. с. были заменены автомобилями УАЗ-31512-01 и УАЗ-3151-01, на которых устанавливался двигатель УМЗ-414 мощностью 80 л.с. и раздельный привод тормозов. Автомобили УАЗ-31512 и УАЗ-3151 выпускаются с двигателем УМЗ-417 мощностью 90 л.с. УАЗ-3151 отличается от УАЗ-31512 наличием в ведущих мостах колесных редукторов (увеличенный дорожный просвет), экранированного электрооборудования и предпускового подогревателя двигателя. Кузов - четырехдверный, со съемным тентом и задним откидным бортом. Передние сиденья крепятся к полу в одном из трех положений. Спинки могут быть установлены в одном из двух положений. Задние сиденья: одно трехместное складное и два одноместных (с откидывающимися подушками).
Модификации:
УАЗ-3152 (на базе УАЗ-31512), предназначенный для перевозки врачебного персонала и больных, имеет санитарное оборудованиеУАЗ-31512-01 -УМ-АП-ГАИ автомобиль патрульной службы ГАИ
УАЗ-31512-01-1М-АДЧ автомобиль оперативных групп
Основные отличия этих автомобилей от базового
Кузов - цельнометаллический, пятидверный, разделенный на два отсека; число мест - 6(7) в том числе в переднем отсеке 5(2), в заднем 4(2). Задний отсек имеет отопление и вентиляцию от основной отопительновентиляционной системы. Запасное колесо расположено в заднем отсеке. Автомобиль оснащен дополнительным освещением, сигнализацией и спецоборудованием. Полная масса - 2210 кг, габаритная высота - 2500 мм.Грузоподъемность:
с 9-листовыми рессорами 600 кг груза плюс 2 чел. или 100 кг плюс 2 челс 7-листовыми рессорами 400 кг груза плюс 2 чел. или только 7 чел.
Двигатель.
Мод.4178 (УАЗ-31512) и 4179 (УАЗ-3151), бензиновый, рядный, 4-цил., 92x92 мм, 2,445 л, степень сжатия 7,0, порядок работы 1-2-4-3, мощность 66 кВт (90 л.с.) при 4000 об/мин, крутящий момент 171,6 Н*м (17,5 кгс*м) при 2200-2500 об/мин; карбюратор К-151В или К-126ГУ; воздушный фильтр - инерционно-масляный.Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический. Коробка передач - 4-ступ., с синхронизаторами на всех передачах переднего хода; передат. числа для синхронизированной коробки передач: I-3,78; II-2,60; III-1,55; IV-1,0; ЗХ-4,12; передат. числа для коробки передач с синхронизаторами на III и IV передачах: I-4,124; II-2,641; III-1,58; IV-1,00; ЗХ-5,224. Раздаточная коробка - двухступенчатая, передат. числа: высшая - 1,00; низшая - 1,94. Карданная передача - из двух валов. Главная передача - коническая со спиральными зубьями; передат. числа: на УАЗ-31512 - 4,625, на УАЗ-3151-2,77 и колесных редукторов - 1,94 (общее передат. число - 5,38).Колеса и шины.
Колеса - с неразъемным ободом 6L-15. Шины - 8,40-15, давление воздуха в передних шинах 1,7-1,9; задних - 1,9- 2,1 кгс/см. кв. , Число колес 4+1.Подвеска.
Передняя и задняя - на двух полуэллиптических 7- или 9-листовых рессорах с телескопическими амортизаторами.Тормоза.
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (каждая колодка передних колес приводится в действие от отдельного цилиндра, обе колодки задних колес - от одного цилиндра), двухконтурным гидроприводом (раздельным по осям) и вакуумным усилителем. Вариант-гидропривод без усилителя. Стояночный тормоз - трансмиссионный, с барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.Рулевое управление.
Рулевой механизм - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передат. число - 20,3.Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-60ЭМ, генератор Г250-П2, регулятор напряжения РР132-А, стартер 42.3708, прерыватель-распределитель (на УАЗ-3151) - Р132, датчик-распределитель (на УАЗ-31512) - 3302.3706, катушки зажигания: на УАЗ-31512 - Б116, на УАЗ-31251 - Б102-Б, транзисторный коммутатор (на УАЗ-31512) - 1302.3734, свечи зажигания: на УАЗ-31512 - All, на УАЗ-3151 - СН302-Б. Топливный бак - 2x39 л, бензин А-76;система охлаждения (с подогревателем) - 13л, вода или тосол А-40, А-65;
система смазки двигателя - 5,8 л, M-8B, М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В);
Картер коробки передач - 1,0 л, ТСп-15К (заменитель ТАП-15В), при температурах минус 20-45°С масло ТСп-10;
картер раздаточной коробки - 0,7 л,
картер рулевого механизма - 0,25 л,
картеры ведущих мостов - 2x1,0 л (УАЗ-31512), - 2x0,85 л (на УАЗ-3151);
картеры колесных редукторов - 2x0,3 л,
кругом масла для коробки передач
;система гидропривода тормозов - 0,52 л;
система гидропривода выключения сцепления - 0,18л; тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы - 4x0,32 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУ;
бачок смывателя ветрового стекла - 2л, вода или жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов
(в кг).Двигатель со сцеплением - 165;
коробка передач - 36,
раздаточная коробка со стояночным тормозом - 37,
карданные валы - 15,
передний мост - 120 (УАЗ-31512) и 140 (УАЗ-3151),
задний мост- 100 (УАЗ-31512) и 122 (УАЗ-3151),
рама - 112,
кузов в сборе - 475,
колесо с шиной - 39,
радиатор - 10.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модель | 31512 | 3151 |
Снаряженная масса, кг | 1590 | 1680 |
---|---|---|
В том числе: | ||
на переднюю ось | 870 | 900 |
на заднюю ось | 720 | 780 |
Полная масса, кг | 2150 | 2480 |
В том числе: | ||
на переднюю ось | 920 | 1020 |
на заднюю ось | 1230 | 1460 |
Допустимая масса прицепа, кг | 850 | 1460 |
Макс.скорость автомобиля, км/ч | 115 | 110 |
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, град | 31 | 31 |
Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км: | ||
при 60 км/ч | 10,5 | 11,6 |
при 80 км/ч | 13 | 14,5 |
Тормозной путь с 80 км/ч, м | 43,2 | 43,2 |
Радиус поворота, м: | ||
по внешнему колесу | 6,3 | 6,5 |
габаритный | 6,8 | 7 |
Двигатель.
Мод.4178 (УАЗ-31512) и 4179 (УАЗ-3151), бензиновый, рядный, 4-цил., 92x92 мм, 2,445 л, степень сжатия 7,0, порядок работы 1-2-4-3, мощность 66 кВт (90 л.с.) при 4000 об/мин, крутящий момент 171,6 Н*м (17,5 кгс*м) при 2200-2500 об/мин; карбюратор К-151В или К-126ГУ; воздушный фильтр - инерционно-масляный.
Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое, с периферийными пружинами, привод выключения - гидравлический. Коробка передач - 4-ступ.,
с синхронизаторами на всех передачах переднего хода; передат. числа для синхронизированной коробки передач: I-3,78;
II-2,60; III-1,55; IV-1,0; ЗХ-4,12; передат. числа для коробки передач с синхронизаторами на III и IV передачах:
I-4,124; II-2,641; III-1,58; IV-1,00; ЗХ-5,224. Раздаточная коробка - двухступенчатая, передат. числа: высшая - 1,00;
низшая - 1,94. Карданная передача - из двух валов. Главная передача - коническая со спиральными зубьями; передат. числа:
на УАЗ-31512 - 4,625, на УАЗ-3151-2,77 и колесных редукторов - 1,94 (общее передат. число - 5,38).
Колеса и шины.
Колеса - с неразъемным ободом 6L-15. Шины - 8,40-15, давление воздуха в передних шинах 1,7-1,9; задних - 1,9-
2,1 кгс/см. кв. , Число колес 4+1.
Подвеска.
Передняя и задняя - на двух полуэллиптических 7- или 9-листовых рессорах с телескопическими амортизаторами.
Тормоза.
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (каждая колодка передних колес приводится в действие от
отдельного цилиндра, обе колодки задних колес - от одного цилиндра), двухконтурным гидроприводом
(раздельным по осям) и вакуумным усилителем. Вариант-гидропривод без усилителя. Стояночный тормоз -
трансмиссионный, с барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.
Рулевое управление.
Рулевой механизм - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передат. число - 20,3.
Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-60ЭМ, генератор Г250-П2, регулятор напряжения РР132-А, стартер 42.3708, прерыватель-распределитель (на УАЗ-3151) - Р132, датчик-распределитель (на УАЗ-31512) - 3302.3706, катушки зажигания: на УАЗ-31512 -
Б116, на УАЗ-31251 - Б102-Б, транзисторный коммутатор (на УАЗ-31512) - 1302.3734, свечи зажигания: на УАЗ-31512 -
All, на УАЗ-3151 - СН302-Б.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак - 2x39 л, бензин А-76;
система охлаждения (с подогревателем) - 13л, вода или тосол А-40, А-65;
система смазки двигателя - 5,8 л, M-8B, М-6/10В (ДВ-АСЗп-10В);
Картер коробки передач - 1,0 л, ТСп-15К (заменитель ТАП-15В), при температурах минус 20-45°С масло ТСп-10;
картер раздаточной коробки - 0,7 л,
картер рулевого механизма - 0,25 л,
картеры ведущих мостов - 2x1,0 л (УАЗ-31512), - 2x0,85 л (на УАЗ-3151);
картеры колесных редукторов - 2x0,3 л, кругом масла для коробки передач
;
система гидропривода тормозов - 0,52 л;
система гидропривода выключения сцепления - 0,18л; тормозная жидкость "Томь";
амортизаторы - 4x0,32 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУ;
бачок смывателя ветрового стекла - 2л, вода или жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов
(в кг).
Двигатель со сцеплением - 165;
коробка передач - 36,
раздаточная коробка со стояночным тормозом - 37,
карданные валы - 15,
передний мост - 120 (УАЗ-31512) и 140 (УАЗ-3151),
задний мост- 100 (УАЗ-31512) и 122 (УАЗ-3151),
рама - 112,
кузов в сборе - 475,
колесо с шиной - 39,
радиатор - 10.