Каковы причины ненависти гитлера к евреям. Почему Гитлер ненавидел (уничтожал) евреев

Со времен Средневековья в Германии жила крупная еврейская община. К моменту прихода к власти достаточно большая часть евреев ассимилировалась и вела тот же образ жизни, что и обычные . Исключение составляли немногочисленные религиозные общины. Однако антисемитизм существовал и даже имел тенденцию к возрастанию.

У самого Гитлера на первый взгляд не было причин для особой ненависти к евреям. Он происходил из немецкой и провел окружении. Вероятнее всего, его взгляды начали формироваться как реакция на положение Германии после Первой . Страна находилась в политическом и экономическом кризисе. Кроме внешних причин - выплаты репараций, разгрома в войне - Гитлер начал искать внутренние проблем в стране. Одной из них стал национальный вопрос. К неполноценным нациям, вредящим развитию , он отнес евреев.


Существует мнение, что один из дедушек Гитлера был евреем, но официального подтверждения этой теории не найдено.

Гитлер опирался на стереотипы, возникшие еще в Средневековье, подчеркивая евреев и их желание захватить власть. Он пытался подтвердить верность своих слов тем, что евреи исторически, включая начало тридцатых годов, владели значительным имуществом, нередко занимали высокие посты в интеллектуальной сфере. Это вызывало людей, не добившихся успеха, в том числе Гитлера, и провоцировала их на мысли о всемирном еврейском сговоре.


Антиеврейские взгляды Гитлера были поддержаны населением во многом из-за усилившего политического кризиса в стране и всемирного экономического кризиса 1929-1933 годов.

Практический аспект неприязни к евреям

Неприязнь к евреям имела не только идеологический, но и практический аспект. В начале правления нацистов Гитлер поддерживал еврейскую эмиграцию, при этом конфискуя у уезжающих большую часть их богатств. Первоначально вместо физического уничтожения евреев планировалась их тотальная высылка из страны. Однако со временем фюрер изменил свое мнение.

Евреи стали бесплатной рабочей силой, таким образом их арестам и содержанию в концлагерях появилось экономическое оправдание. Также еврейские корни стали возможностью контролировать и запугивать часть населения. Те, кто имел хотя бы одного родственника-еврея, но при этом по большей части был немцем, обычно не депортировались, однако режим получил возможность иметь над ними дополнительную власть.

Продолжение.

Начало в № 828

«Преступление немцев — самое отвратительное, что произошло в истории так называемых цивилизованных наций. Поведение немецких интеллектуалов было ничуть не лучше, чем поведение черни».

Альберт Эйнштейн,

Письмо Отто Гану, 1949 г.

«Немцы не принадлежат к прогнившей цивилизации Запада, а являются ее врагами и могильщиками».

Геббельс, запись

«А мы ничего не знали (об уничтожении евреев)», — говорит вдова немецкого офицера — героиня (Марлен Дитрих) в фильме Стенли Крамера «Нюрнбергский процесс», 1961 г. Это — очевидная ложь: 900 тысяч немцев служили в СС, они знали, не могли не знать. Они рассказывали об этом в письмах и демонстрировали фотографии, как евреи сами рыли себе могилы и как укладывались живые на трупы мертвых ряд за рядом. Более миллиона немцев были железнодорожниками, поезда с евреями шли на восток днем и ночью, они не могли не знать. А десятки тысяч пар мужских и женских часов, миллионы единиц верхней одежды взрослых и детей, комплектов белья, которые фюрер дарил немецкому народу, откуда они? Наконец, 400 тысяч немцев состояли в смешанных браках с евреями, у каждого из них были родственники, друзья, просто знакомые, могли ли они не знать? Напомним: Гитлер разделил все смешанные семьи на 2 категории: «привилегированные» — ариец и еврейка и «простые» — еврей и немка. Еврейки из «привилегированных» семей и их дети преследовались в меньшей степени и не носили Звезду Давида. Евреи из «простых» семей и их дети практически приравнивались к «обыкновенным» евреям. Их, немецких жен всячески принуждали к разводам, после чего еврейская половина распавшегося брака вместе с детьми немедленно отправлялась в лагеря уничтожения. Ну а те, кто жили вблизи лагерей, таких, как Бухенвальд и Дахау? Они прекрасно понимали, что там происходит, не могли не понимать, ибо постоянно видели прибывающие туда составы, набитые полуживыми людьми и уходившие назад пустыми. Они молчали, боясь сами попасть в лагерь.

Нобелевский лауреат писатель Эли Визель, бывший узник лагеря смерти, сказал как-то в Германии: «Когда я вижу пожилого немца, всегда спрашиваю себя: «А что он делал во время войны?» (Отсылаю читателя к яркой новелле Иона Дегена «Плюсквамперфект», опубликованной в «Заметках по Еврейской истории», № 10 (59), окт. 2005).

«Ненависть к евреям была для гитлеризма тем наркотиком, которым нацистские функционеры оболванивали свой народ, чтобы он не думал ни о совести, ни о собственном положении», — писал известный еврейский писатель Шолом Аш. С принятием в Ванзее 20 января 1942 года плана «окончательного решения» народу твердили, что «это война расовая. Она исходит от евреев и по своему смыслу и плану имеет одну лишь цель — уничтожение, истребление нашего народа, — писал Геббельс в статье «Война и евреи» (еженедельник «Дас Райх» 9 мая 1942 г.). — Мы противостоим евреям как единственная преграда на их пути к мировому господству. Если державы оси проиграют борьбу, не будет более преграды, которая могла бы спасти Европу от большевистского потопа».

«Немецкий народ, — говорил Геринг в речи 5 октября 1942 года, — ты должен знать: если война будет проиграна, ты будешь уничтожен. Еврей со своей неиссякающей ненавистью стоит за этими планами уничтожения… Все, что чисто в расовом отношении, что является германским, немецким — всё это он хочет уничтожить…» «Нужно хотя бы однажды узнать еврея в его ветхозаветной ненависти, — говорил он в речи 30 января 1943 года, — чтобы понять, что… произойдет с вашими женами, дочерьми, невестами… как эта дьявольская ненависть, это зверство изольется на немецкий народ». «У фюрера рейха Адольфа Гитлера есть абсолютная единодушная поддержка всего немецкого народа», — говорил Геббельс в ноябре 1943 года.

Конечно, не все немцы участвовали в «окончательном решении», но все знали о нем, хотя, возможно, и не осознавали до конца масштабы уничтожения. И, тем не менее, «немцы как народ ответственны за массовые убийства и как народ должны быть за это наказаны… За нацистской партией стоит немецкий народ, который выбрал Гитлера, после того как тот недвусмысленно довел до всеобщего сведения свои позорные намерения в своей книге и в речах», — писал в 1944 году Альберт Эйнштейн в «Обращении к героям Варшавского гетто».

И до Гитлера немцы не любили евреев, не признавали их равноправными гражданами, но не испытывали к евреям той животной ненависти, которой наделил их нацизм. «Слова уподобляются мизерным дозам мышьяка, их проглатывают незаметно для себя… и через некоторое время отравление налицо», — писал Виктор Клемперер, известный философ, еврей, переживший Катастрофу, автор знаменитых «Дневников».

Вековой немецкий антисемитизм Гитлер трансформировал в истребляющий. «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью… Меня не удерживают никакие соображения теоретического и морального порядка», — провозглашал Гитлер. И миллионы немцев кричали в ответ: «Хайль Гитлер!» Национал-социализм вошел в быт и повседневность. Немцы хорошо усвоили, что евреи отравляют и разъедают арийскую расу. «Не очистившись от еврейского яда, Германия не смогла бы так долго вести войну», — утверждал кратковременный преемник Гитлера адмирал Дениц. Не только СС и СД, весь офицерский корпус Вермахта был настроен антисемитски.

Гарвардский профессор Даниэль Гольдхаген в книге «Добровольные пособники Гитлера: рядовые немцы и Холокост», 1996, показал на ряде примеров, что у Гитлера были сотни тысяч энтузиастов — исполнителей, с готовностью участвовавших в «окончательном решении еврейского вопроса».

Вот один из примеров. В ноябре 1942 года, когда солдаты одной из зондеркоманд готовились к расстрелу партии польских евреев, к ним из Берлина приехали артисты. Узнав о готовящейся акции, они попросили разрешить им пострелять евреев. Им пошли навстречу.

Более миллиона детей замучили немцы в гетто и лагерях смерти. Сколько среди них было будущих деятелей культуры, ученых, будущих нобелевских лауреатов?

Вот имена трех нобелевских лауреатов, в детстве или в юности прошедших через гетто и лагеря смерти: Эли Визель, узник Биркенау (Освенцим) и Бухенвальда, лауреат Нобелевской премии мира; Жорж Шарпак, узник Дахау, лауреат Нобелевской премии по физике; Рольд Хофман, оказавшийся в гетто в четырехлетнем возрасте, лауреат Нобелевской премии по химии. Шведский профессор Эржи Эйхари, председатель Нобелевского комитета по биологии и медицине, в детском возрасте был узником Ченстоховского гетто. Главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау освобожден из Бухенвальда в семилетнем возрасте. 7 лет было известному кинорежиссеру Роману Поланскому, когда ему удалось бежать из Краковского гетто.

Симон Визенталь рассказал, что, будучи заключенным концлагеря, он некоторое время работал в госпитале СС. Однажды его позвали к раненому слепому эсэсовцу, у которого среди бинтов на голове была единственная щель для рта. Тот рассказал Визенталю, что «В Днепропетровске группу евреев загнали в дом, дав каждому канистру с бензином. Потом мы стали стрелять из пулеметов, — говорил немец. — Люди прыгали из окон. Я видел, как отец перед прыжком закрыл глаза своему ребенку». «Я слушал признание преступника, — говорил Визенталь, — но это не было сожалением. Я встал и вышел из палаты, не сказав ни слова».

Ну, а те, что не были палачами, что стояли в стороне и молча наблюдали за происходившим, понимали ли они, что являются, по меньшей мере, соучастниками? Пастор Нимеллер понимал:

«Вначале пришли за евреями,

И я ничего не сказал —

Я не был евреем.

Потом пришли за коммунистами,

И я ничего не сказал —

Я не был коммунистом.

Затем пришли за членами

Профсоюзов,

И я ничего не сказал —

Я не был членом профсоюза.

Наконец пришли за мной.

Но уже некому было

Замолвить за меня слова».

Пастор Мартин Нимеллер отнюдь не был другом евреев. В 1935 году он сказал: «Мы говорим в проповеди о «Вечном Жиде» и видим образ не знающего покоя странника, не имеющего родины и не обретающего покоя. И мы видим образ высокоодаренного народа, порождающего идеи за идеями. Но всё, что он начинает, превращается в яд. И что он пожинает, это снова и снова презрение и ненависть, и едва обманутый (им — С. Д.) мир замечает обман, он мстит (ему — С. Д.) по-своему».

Продолжение следует

Адольф Гитлер стоит за самым жестоким геноцидом в новейшей истории. По его приказу миллионы евреев умертвили в газовых камерах. Другие погибали в концентрационных лагерях от голода, тяжелого труда и болезней.

Эта непостижимая глава в истории Германии заставила нашего читателя Лине Крюгер (Line Krüger) задаться вопросом, за что Гитлер настолько ненавидел евреев.

Гитлер создал нацизм

По мнению историков, чтобы найти истоки ненависти Гитлера к евреям, надо понять его идеологию. Адольф Гитлер был нацистом.

Контекст

Рост антисемитизма в Европе

Israel Hayom 29.07.2015

Евреям Европы угрожает опасность

Polosa 16.04.2015

Антисемитизм: обострение болезни

Israel Hayom 26.03.2015 «Нацизм строится на теории о расовой гигиене. Основополагающий принцип заключается в том, что расы не должны смешиваться», — объясняет Рикке Петерс (Rikke Peters), исследователь правого радикализма в Институте коммуникации и истории Орхусского университета.

Нацизм — национал-социалистическая идеология, разработанная и описанная Адольфом Гитлером в манифесте «Майн Кампф», изданном в середине 20-х годов.

В манифесте Гитлер писал:

— мир состоит из людей различных рас, которые ведут постоянную борьбу друг с другом. Именно расовая борьба является двигателем истории;

— есть высшие и низшие расы;

— высшая раса окажется под угрозой исчезновения, если ее смешивать с низшими.

Белая раса превыше всех

«Белую арийскую расу Гитлер считал наиболее чистой, сильной и интеллектуальной. Он был уверен, что арийцы превыше всех», — поясняет Рикке Петерс. И добавляет: — «Он ненавидел не только евреев. Это касалось и цыган и чернокожих. Но его ненависть к евреям была особенно сильна, потому что в них он видел корень всех зол. Евреи были главными врагами».

Историк Карл-Кристиан Ламмерс (Karl Christian Lammers), который изучал историю нацизма в Институте Саксо Копенгагенского университета, добавляет:

У Гитлера не было психической болезни

После Второй мировой войны многие рассуждали о том, что человек, который, подобно Гитлеру, несет ответственность за ужасный геноцид, видимо, психически болен.

Рикке Петерс утверждает, что нет доказательств тому, что Гитлер был сумасшедшим или страдал от некой ментальной болезни, заставлявшей его ненавидеть евреев.

«Ничто не указывает на то, что Гитлер был психически болен, хотя его нередко изображают как безумца в постоянном бреду. Можно сказать, что у него был маниакальный и параноидально-нарциссический тип личности, но это не значит, что он был сумасшедшим или психически больным».

Но, хотя Адольф Гитлер и не страдал психическими болезнями, нет сомнения, что он был отклонением от нормы. Психиатр мог бы диагностировать у него расстройство личности.

«Гитлер был злым. Он мастерски манипулировал людьми и при этом имел плохие социальные навыки. Но это не делает его психически больным. В жизни Гитлера отсутствовало все то, что в норме придает существованию смысл и вес — любовь, дружба, учеба, брак, семья. У него не было интересной личной жизни вне политических дел».

Антисемитизм процветал еще до Второй мировой войны

Другими словами, личность Гитлера можно описать как девиантную и диссоциальную, но это не единственная причина возникновения ненависти к евреям, которая привела к геноциду.

Немецкий диктатор был лишь составляющей частью многолетней общей тенденции. В то время он был далеко не единственным антисемитом. Когда Гитлер писал свой манифест, ненависть к евреям, или антисемитизм, уже была весьма распространенным явлением.

В XIX и XX веках еврейские меньшинства в России и Европе подвергались дискриминации и преследованиям, рассказывает историк Клаус Бундгор Кристенсен (Claus Bundgård Christensen), преподаватель университета Роскилле.

«Гитлер был частью антисемитской культуры Германии и других европейских стран. Многие верили, что у евреев есть тайная глобальная сеть, и они стремятся захватить власть над миром».

Рикке Петерс добавляет:

«Не Гитлер придумал антисемитизм. Многие историки отмечают, что его ненависть к евреям получила отклик у населения, потому что евреев и так преследовали во многих странах».

Национализм привел к антисемитизму

Рост антисемитизма соотносился с распространением национализма по Европе после французской революции 1830 года.

Национализм — политическая идеология, когда нация воспринимается как общность людей с одинаковым культурным и историческим фоном.

«Когда в 1830-х годах началось распространение национализма, евреи были как соринка в глазу, потому что жили по всему миру и не принадлежали к одной нации. Они говорили на своем языке и отличались от христианского большинства в Европе», — поясняет Рикке Петерс.

Среди христианских националистов во многих европейских странах процветали теории заговора о тайном стремлении евреев к мировому господству.

Фальшивые протоколы подстегнули догадку

Теория основана, в том числе, на неких старинных текстах под названием «Протоколы сионских мудрецов».

Эти протоколы в конце XIX века создала разведка российского царя Николая II, по форме они были похожи на настоящий иудейский документ.

Согласно этим протоколам, действительно существует всемирный заговор евреев с целью захвата власти. Российский царь использовал протоколы сионских мудрецов, чтобы оправдать преследования евреев, а много лет спустя то же самое сделал Адольф Гитлер.

«Гитлер верил, что у евреев действительно есть глобальная сеть, где они сидят и дергают за ниточки в стремлении захватить мировое господство. Он использовал фальшивые протоколы как средство легитимизации геноцида», — говорит Клаус Бундгор Кристенсен.

Немецкие евреи были интегрированы в общество

Однако евреи были частью немецкого общества, когда в 20-х годах Гитлер писал свой манифест.

«Немецкие евреи были прекрасно интегрированы в общество и считали себя немцами. Они сражались на стороне Германии в Первую мировую войну, некоторые были генералами или занимали высокие общественные посты», — говорит Рикке Петерс.

Но Германия проиграла войну, и это поражение подлило масло в огонь антисемитизма Адольфа Гитлера и его сторонников.

«В Первую мировую войну Гитлер был солдатом баварского режима. После войны он обвинил в поражении и последующих беспорядках в Германии евреев. Он заявил, что евреи вонзили нож в спину немецкой армии», — объясняет Карл-Кристиан Ламмерс.

Экономический кризис был на руку нацистам

В 30-е годы Германия, как и весь мир, погрузилась в Великую депрессию. Этот экономический кризис вызвал огромную безработицу и социальные беды.

В это кризисное время сформировалась антидемократическая нацистская партия Германии — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, которую с 1921 года возглавлял Адольф Гитлер.

«Многие немцы поддержали нацизм, потому что надеялись, что новая политическая система создаст лучшие условия жизни. Тогда расовая теория Гитлера была представлена только в „Майн Кампф“, и до 1933 года члены партии мало что знали о расовой гигиене. Только после захвата Гитлером власти в 1933 году антисемитизм и расовая теория стали играть заметную роль в общественной жизни», — говорит Карл-Кристиан Ламмерс.

На выборах 1932 года Национал-социалистическая партия и немецкие коммунисты вместе получили большинство голосов. Адольф Гитлер потребовал, чтобы его сделали канцлером, и занял этот пост.

Население настраивали против евреев

С приходом нацистской партии к власти Адольф Гитлер и его единомышленники начали распространять антисемитские идеи среди населения. Проводились кампании, представлявшие евреев низшими людьми и угрозой арийской расе.

Провозглашалось, что Германия — для немцев, и надо сохранять чистоту арийской расы. Прочие расы, особенно евреи, должны быть отделены от немцев.

«Гитлеру удалось настроить большую часть населения Германии против евреев. Но были и люди, протестовавшие против его жестоких нападок на еврейское меньшинство. Например, многие считали, что Хрустальной ночью нацисты зашли слишком далеко», — рассказывает Клаус Бундгор Кристенсен.

Ненависть к евреям оставалась неизменной

В течение вечера и ночи были разрушены множество еврейских кладбищ, 7,5 тысяч магазинов, находившихся в собственности евреев, примерно 200 синагог.

Многие немцы решили, что нацистская партия перешла все границы, но распространение ненависти к евреям продолжалось. В последующие годы Адольф Гитлер и его сторонники систематически отправляли миллионы евреев в концлагеря и уничтожали их.

«В ходе Второй мировой войны политика Национал-социалистической партии по некоторым направлениям поменялась, но ненависть к евреям оставалась неизменной. Уничтожение евреев и создание безиудейской Европы было для Гитлера и прочих членов партийной верхушки мерилом успеха», — говорит Клаус Бундгор Кристенсен. — «Даже в конце войны, когда стало очевидно, что надо экономить ресурсы, нацисты продолжали тратить деньги на концлагеря и отправку туда евреев».

Жестокость, растянувшаяся страшной памятью на столетия: почему Гитлер ненавидел евреев. Истоки истории геноцида.

Почему Гитлер ненавидел евреев: история

Масштабное уничтожение еврейского народа, начатое нацистами под руководством Гитлера в 1937 году и продолжавшееся до 1944 года – история кровавых событий, в истоках которой до сих пор стараются разобраться биографы Гитлера. Почему Гитлер ненавидел евреев – личная травма, попытка замещения, обида на прошла, идеологические установки? Бытует мнение, что ненависть к евреям появилась из-за обиды на прошлые неудачи – Гитлер, неплохой художник, поступая в академию искусств, не прошел отбор из-за одного члена комиссии, который, как поговаривают, был иудеем. Так ли это?

Другие историки, в частности Макс Вебер , расследовали антисемитизм Гитлера по нашумевшему труду «Моя борьба» — Mein Kampf – изданная в 1925 году для иллюстрации национал-социалистических убеждений и личных взглядов фюрера. По мнению М. Вебера, ненависть к евреям проявилась у Гитлера в период Первой мировой войны. Скорее всего, будущий нацистский деятель, «подхватил» радикальные взгляды у окружения. Возможно, идея превосходства немцев над другими народами была лишь популярным движением среди молодежи, как язычество у славянских народов.

В книге «Ненависть Гитлера к евреям. Клише и действительность» автор Геббельс Ральф Ройт, ссылается на Баварскую революцию 1918 года – восстание простых рабочих граждан, которые не могли пристроится после Первой мировой войны, а приток мигрантов, в том числе и вечно предприимчивых евреев, захватывающих последние рабочие места.

Рикке Петерс, исследователь истории в Орхусском университете , подчеркивает, что «нацизм построен на идеи расовой гигиены». Гитлер четко изъясняет свои мысли в Манифесте: «мир состоит из людей различных рас, которые вечно борются друг с другом… поскольку борьба – это двигатель истории, есть высшие и низшие расы. Высшая раса будет под угрозой, если смешается с низшей». Комментируя изученное, историк К.-К. Ламмерс добавляет, что Гитлер искажал понятие раса, считая, что она различает людей даже по типу крови.

Первые антисемитские идеи появились еще в 19 веке, распространившись в Европе и Российской империи. Дискриминация по расе и вере преследовала и простых людей, и великих умов. Рикке Петерс : «Гитлер не придумывал антисемитизм. Он лишь поддерживал ненависть к евреям, которая получила отклик у народа». Скорее всего, из-за распространенной на то время тенденции разделять, классифицировать людей. Так сказать, «дух эпохи» был пищей для философских размышлений, приведший к печальным событиям. «Многие историки», — продолжая мысль Р. Петерса, — «отмечают, что евреев преследовали до радикальных событий в разных странах». Население специально настраивали против евреев – что ж, пропаганды не избежать, если в чьей-то злополучной голове зародилась идея, распространившись вирусом в более податливые умы. «Уничтожение евреев» — мнение Клауса Кристенсена , — «стало мерилом успеха национал-демократической партии».

Итак, почему Гитлер ненавидел евреев:

  • Личные убеждения, что арийцы – чистокровная, высшая нация.
  • Потрясения на фоне экономической ситуации в стране, охватившей в то время каждого – Великая депрессия после первой мировой войны.
  • Личные наблюдения (многолетние наблюдения за делами евреев и их участием в торговле, ведение бизнеса, кочевание в места, где лучше живется), основанные на далеких от общечеловеческих ценностей суждениях.
  • Ненависть к самому себе и своему происхождению (бабушка-еврейка) и перенесение (психология) своих бед на окружающих. Устранение, как попытка «убить» в себе ненавистную часть.

↓ Приглашаем к обсуждению: почему по-вашему Гитлер ненавидел евреев?

(Пока оценок нету)

Я думаю, что во всем мире люди знают кто такой Адольф Гитлер, и что он сделал. Однако не всем известно, что этот человек просто ненавидел евреев , презирал их и всем своим видом давал понять, насколько эта нация ему противна. Я знала о такой, мягко говоря, «неприязни» Гитлера к евреям, но никогда не задумывалась, почему это было так. Пару дней назад я смотрела передачу о Второй мировой войне, которая и дала ответы на все интересующие меня вопросы.

Почему Гитлер ненавидел евреев

На ответ о том, почему Гитлер ненавидел евреев, существует две версии (как минимум). Первая версия говорит о том, что ненависть Гитлера к еврейской нации – это всего лишь предположения ученых , которые изучают его географию. А вторая версия – это книга самого Гитлера, называется она «Моя борьба» , в которой он описал подробно свою жизнь и немало внимания уделил еврейскому народу. Там подробно рассказывалось о причинах, которые заставили Гитлера настолько плохо относиться к этой нации. Самыми главными факторами, создавшими ненависть Гитлера к евреям (по мнению самого Адольфа Гитлера), являлись:


Кстати, биограф Гитлера (Иоахим Фест) утверждал, что Адольф с самого детства относился к евреям с презрением.


Надеюсь, что я ответила на ваш вопрос, желаю удачи!

error: Content is protected !!