Как задавать правильные вопросы. Умение правильно задавать вопросы


Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников - неправильные, Гамлет - спорные. Они находили на них ответы и , совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.

Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.

Вопросы для саморазвития

Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас - не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса . Один из способов для этого - задавать себе правильные вопросы.

Что для меня по-настоящему важно?

Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.

Что еще это может означать?

Развитый человек - это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.

Этот вопрос развивает творческое, критическое и . Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.

Что или кто мне может помочь?

Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья - все как-то взаимодействуют между собой.

Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Кому я могу помочь?

Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.

В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.

Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.

Как часто меня подводит интуиция и почему?

Интуиция - это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.

И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.

Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?

Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?

Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.

Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.

За что я благодарен?

Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.

Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.

Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.

Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?

Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.

Какой урок я могу из этого извлечь?

Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.

Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.

Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».

Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?

Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что , портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.

Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.

Что я могу сделать из того, что меня пугает?

Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.

Как должен выглядеть мой идеальный день?

Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.

Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше - работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.

Утренние вопросы

Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.

Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.

  • Что я буду делать сегодня?
  • Кем я хочу быть или стать сегодня?
  • Чего я хочу?
  • Какие мысли будут преобладать в моей голове?
  • Как я намерен себя чувствовать?
  • Как я могу быть полезен другим людям?

Вечерние вопросы

Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.

Цель таких вопросов - провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:

  • Вырос ли я как личность сегодня?
  • Был ли я полезен людям?
  • Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
  • Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
  • На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
  • Как я могу заново изобрести себя?

Вопросы для критического мышления

Ниже описан один из методов , который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы - как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.

Знания

Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:

  • Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
  • Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
  • Почему эта тактика работала в прошлом?
  • Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?

Понимание

Ваша цель - продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.

Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.

С этих вопросов можно начать:

  • Что происходит на самом деле?
  • Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
  • Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?

Применение

Здесь ваша цель - взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.

Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:

  • Что, если…?
  • Как мне лучше всего использовать…?
  • Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
  • Какой подход можно попробовать?
  • Что будет, если я сделаю…?

Анализ

Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:

  • Как это связано с…?
  • Какая связь между…?
  • Какие различия есть между…?
  • Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
  • Какие выводы можно сделать из этого?
  • Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
  • Какие новые возможности есть?

Синтез

Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:

  • Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
  • Как я могу улучшить…?
  • Что произойдет, если…?
  • Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
  • Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?

Вопросы для решения проблем

Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы - это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.

Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.

Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.

Круглосуточные вопросы

Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.

Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:

  • Что в этом есть хорошего?

Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.

  • Как я могу использовать это для своей пользы?

Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.

Вопросы для преодоления препятствий

Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.

Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.

Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.

Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.

Вопросы о вопросах

Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:

  • Я задаю правильные вопросы?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?

Какие вопросы не следует себе задавать

Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?

Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:

  • Почему все против меня?
  • Почему у меня нет удачи?
  • Зачем пытаться?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему я всегда делаю глупые вещи?

Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.

Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь

Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.

Вопросы «Как»

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:

  • Как я могу сделать это умнее?
  • Как я могу сделать это лучше?
  • Как я могу успешно преодолеть это?
  • Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?

Вопросы «Что»

  • Что я могу сделать?
  • Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Что из этого может сделать меня сильнее?

Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.

Желаем вам удачи!

Пренебрегать вопросами, не задавать их в свое время - значит открывать путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, создавать впечатление о других, приписывая им те или иные качества, достоинства и недостатки. Отказываясь или не умея при помощи вопросов выяснить намерения партнеров, мы невольно строим предположения, а затем подгоняем поведение партнеров под нами же выдуманную схему. Задать собеседнику точные вопросы всегда лучше, чем изрекать самые блестящие истины. Чтобы овладеть умением задавать вопросы, надо сделать следующее.

Важным компонентом искусства общения является умение задавать вопросы. Оно требует, чтобы вы владели речью, были чутки к коммуникативным проявлениям партнера (особенно к невербальным), отличали правдивые ответы от уклончивых. Умение задавать вопросы играет очень важную роль в любой деловой беседе. Оно помогает:

  • обеспечивать «взаимопроницаемость», т. е. делать свою систему ценностей проницаемой для партнера, одновременно проясняя его систему;
  • приобретать сведения, выражать сомнение, критически мыслить, обнаруживать собственную позицию, оказывать доверие собеседнику, интересоваться сказанным, проявлять терпимость и показывать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • проявлять интерес к личности собеседника.

Пренебрегать вопросами, не задавать их в свое время - значит открывать путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, создавать впечатление о других, приписывая им те или иные качества, достоинства и недостатки. Отказываясь или не умея при помощи вопросов выяснить намерения партнеров, мы невольно строим предположения, а затем подгоняем поведение партнеров под нами же выдуманную схему. Из-за этого достаточно часто возникают недоразумения и конфликты.

Чтобы овладеть умением задавать вопросы, надо пройти следующие этапы:

  1. овладеть правилами построения внутреннего диалога;
  2. овладеть основными видами вопросов во внешнем диалоге.

Основой внутреннего диалога является вопрос. Качество и уместность вопросов, приходящих к нам в голову, их точность и последовательность в значительной степени определяют эффективность большинства предпринимаемых действий. Внутренний диалог имеет преимущество перед внешним: он продуцирует вопросы, предшествующие действию.

Как научиться строить внутренний диалог? Прежде всего нужно помнить, что цель диалога (и внутреннего и внешнего) сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов. Таких наборов (вариантов) существует два.

Вариант 1. Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить внутренний диалог:

  • Какими средствами?
  • Почему?
  • Когда?

Этот последовательный ряд позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее словесно-логического анализа.

Вариант 2. Другой вариант анализа проблем - набор из шести вопросов, список которых выглядит так:

  1. Факты. (Каковы факты, относящиеся к данной ситуации?)
  2. Чувства. (Что я чувствую по отношению к ситуации в целом? Что могут чувствовать другие?)
  3. Желания. (Чего я хочу в действительности? Каковы желания других?)
  4. Препятствия. (Что мешает мне? Что мешает другим?)
  5. Время. (Когда и что следует делать?)
  6. Средства. (Какие средства имеются у меня и других для решения проблемы?)

Для того чтобы организовать внутренний диалог, вы можете использовать любой из предложенных вариантов и с его помощью проанализировать несколько трудных для вас ситуаций, требующих каких-либо действий. Когда возникает проблема, нужно обязательно проанализировать ее с помощью вопросов и только затем начинать действовать. Организация внутреннего диалога есть не что иное, как организация собственного мышления. Мышление есть усилие, доводящее наши мысли до ясности. Внутренний диалог есть средство, помогающее нам эти усилия осуществлять.

Значимость внешнего диалога определяется тем, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Ясно, что тот, кто спрашивает, является лидером в диалоге. Во-вторых, самим вопросом вы показываете, что хотите участвовать в общении и обеспечиваете его протекание и углубление. В-третьих, спрашивая, вы выражаете свой интерес к собеседнику, свое стремление установить с ним позитивные отношения. Но все это происходит при условии, что ваша беседа не выглядит как допрос.

Поэтому перед началом деловой беседы подготовьте для партнера по общению серию вопросов и, перейдя к деловой части разговора, задайте ему их. Таким образом вы обеспечите себе некоторое психологическое преимущество. Задать собеседнику точные вопросы всегда лучше, чем изрекать самые блестящие истины. Ведь искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести партнера к нужному выводу, а не в том, чтобы навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

В какой форме могут ставиться вопросы? Вопросы внешнего диалога бывают:

  • информационными;
  • зеркальными;
  • эстафетными;
  • риторическими;
  • переломными;
  • вопросами для обдумывания.

Информационные вопросы. Это вопросы, построенные так,чтобы вызвать содержательные ответы (мысли, суждения, изложение фактов, позиций и т. д.). Вопросы, рассчитанные только на ответы «да» или «нет», не являются информационными, они носят название закрытых - ведь целью таких вопросов является получение согласия или отказа собеседника. В закрытых вопросах всегда присутствует элемент принуждения, а это закрывает диалог, затрудняет дальнейшую беседу. «Вы действительно думаете, что приняли все необходимые меры?» - пример закрытого вопроса. Информационные вопросы не направлены на получение односложных ответов. Они открытые. «Какие меры вы приняли?» - пример открытого информационного вопроса.

Зеркальные вопросы. Зеркальный вопрос есть повторение с вопросительной интонацией части утверждения собеседника с целью заставить его увидеть сказанное с другой стороны. Зеркальный вопрос позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу новый смысл.

Вопросы, начинающиеся с «почему?», не являются зеркальными, ведь они обычно вызывают защитную реакцию, оговорки, поиски мнимых причин...

Как строятся зеркальные вопросы?

  1. В любой фразе вашего собеседника есть ключевое слово, выделенное интонационно. Например, во фразе «Никогда больше не поручайте мне этого!» ключевыми словами могут быть и «никогда больше», и «мне», и «не поручайте». Смысл утверждения зависит от ключевого слова. Первое, что вы должны сделать, - это выделить ключевое слово.
  2. Вопрос начинается с повторения ключевого слова с вопросительной интонацией.
  3. Далее следует позитивное утверждение, заставляющее партнера реагировать.

В приведенных ниже примерах попробуйте определить ключевое слово:

  • Никогда больше? Я был бы рад это сделать, но это не всегда возможно.
  • Не поручать? Что ж, я подумаю. Но я вам так доверяю и ценю вашу способность брать на себя решение задач.
  • Не поручать вам? Но есть ли еще кто-то, кто так же хорошо мог бы справиться?

Эстафетные вопросы. Это вопросы, направленные на опережение. Они требуют способности схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие позиции. Примеры: «Этим вы хотите сказать, что?..», «Наверное, из этого следует, что?..».

Применение в деловой беседе вопросов всех видов позволяет не только сохранить инициативу в разговоре, но и добиться цели - выяснить проблему, позиции и согласовать их.

Риторические вопросы. На эти вопросы не дается прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Задавая риторический вопрос, говорящий надеется «включить» мышление собеседника и направить его в нужное русло.

Переломные вопросы. Они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются, когда уже получена достаточная информация по одной проблеме и хотят «переключиться» на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между собеседниками.

Вопросы для обдумывания. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонимания.

Особенности ведения деловой дискуссии

Одной из форм деловой коммуникации является дискуссия. Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).

Выделяют этапы деловой дискуссии:

  1. вступление в контакт;
  2. постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);
  3. уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;
  4. выдвижение альтернативных вариантов;
  5. конфронтация участников;
  6. обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;
  7. установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.

Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы.

Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху» - «снизу» - «на равных» (через позу, взгляд, темп речи, инициативу), например выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом или отсутствие контакта глаз, медленная речь с паузами олицетворяет «доминирование сверху», и напротив, приниженная поза, постоянные движения глаз вверх-вниз, быстрый темп речи свойственны при позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечная освобожденность, синхронизация темпа речи, равенство ее громкости демонстрирует общение «на равных».

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию - необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего. Он должен:

  1. сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему). Целью дискуссии может быть: а) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; б) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; в) выбор оптимальной альтернативы.
  2. установить время дискуссии (20-40 минут или более);
  3. заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);
  4. добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
  5. организовать обмен мнениями (желающим или по кругу);
  6. активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
  7. собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
  8. не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
  9. уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;
  10. помогать группе прийти к согласованному мнению;
  11. в конце - четкое подведение итогов, формулировка выводов, спектра решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Вопросы делятся на большое количество разновидностей. Каждая из них может быть уместна в конкретной ситуации. Но как понять, какие вопросы можно задавать? Когда стоит подтолкнуть собеседника к душевному диалогу, а в каком случае лучше довольствоваться ответом «да» или «нет»? Как задать вопрос, чтобы получить на него ожидаемый ответ? Существует ли правильный алгоритм диалога? Легко ли заготовить шаблон будущего разговора? Какой вопрос можно задать, чтобы расположить человека к общению? Пока вопросов больше, чем ответов, так что, постараемся исправить эту ситуацию.

Как задавать вопросы?

Чтобы правильно задавать вопросы, стоит узнать их классификацию. Ведь каждый тип может быть эффективен по-своему. Но, как задать вопрос, если не знаешь о возможности это сделать? Так что, разберемся с азами. По типологии вопросы бывают следующих видов:

  • Простые – предполагают только одно умозаключение;
  • Сложные – состоят из нескольких подвопросов;
  • Явные – с вопросительной интонацией;
  • Скрытые – подталкивают к ответу, но без прямого призыва;
  • Узловые – задаются, чтобы получить информацию;
  • Наводящие – подталкивают собеседника к нужному выводу;
  • Восполняющие – начинаются с «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?»;
  • Уточняющие – выглядят так: «много ли?», «долго ли» и т.д.;
  • Закрытые – предполагают однозначный ответ «да» или «нет»;
  • Открытые – подталкивают собеседника дать развернутый ответ;
  • Корректные – задаются с целью докопаться до истины;
  • Некорректные – содержат в своей основе ложное утверждение;
  • Провокационные – используются, чтобы запутать человека, поставить его в неловкое положение;
  • Каверзные – со скрытым подтекстом либо уловкой;
  • Альтернативные – дают выбор между несколькими вариантами ответа;
  • Хвостатые – предполагают только утвердительный ответ, заканчиваясь словосочетанием «не так ли?».

Разобравшись с этим многочисленным семейством, перейдем к теме, как задавать вопросы. Существует целый ряд приемов, которые позволяют перевести диалог в нужную сторону, помочь собеседнику полнее выразить свои мысли. Особенно актуальны эти навыки в психологии и коучинге.

Использовать различные типы вопросов

Диалог должен отличаться динамикой и ритмом. В случае однообразия, разговор может быстро наскучить собеседнику. Какие вопросы можно задать человеку в начале диалога? Желательно те, которые подразумевают утвердительный ответ. Психология человека устроена так, что соглашаясь несколько раз, ему становится намного проще это делать и дальше. Поэтому, если начать разговор с очевидных и простых истин, можно постепенно добиться расположения собеседника, настроить его на сотрудничество. Именно так, чаще всего, поступают менеджеры сетевого маркетинга. А далее, уже можно применять и открытые, уточняющие и сложные вопросы. Это позволит лучше понять того, с кем происходит общение, а также даст ему возможность выразить свои мысли.

Последовать примеру психологов и коучей

Для того, чтобы овладеть искусством общение, желательно присмотреться к тому, какие вопросы задают психологи или коучи. Путать эти профессии не стоит, но механизмы их работы очень похожи. Психолог пытается выяснить причину проблемы, узнать историю ее появления. Коуч же должен разобраться в целях человека, помочь ему добиться успеха. Но и в том, и в другом случае очень важно понять клиента, проникнуть в его внутренний мир.

Очень часто это бывают открытые или восполняющие вопросы, но также встречаются наводящие, когда собеседник сам приходит к необходимым выводам. Если цель разговора – помочь клиенту разобраться в себе, то простыми ответами «да» или «нет» тут вряд ли удастся обойтись. Необходимо копнуть глубже, причем не только в прошлое, но и в будущее.

Заранее подготовиться к диалогу

Логика и жизненный опыт позволяет взрослому человеку предвидеть вероятное развитие событий. То есть, планируя спросить что-то, мы можем ориентировочно спрогнозировать ответ. Соответственно, можно попробовать заранее подготовить «вилку» диалога. Если ответ «да», то действуем по плану «А», если же ответ «нет» – то приступаем к плану «Б». Например, мы спрашиваем человека, хочет ли он заказать у нас коуч-сессию. Если он отвечает утвердительно, мы переспрашиваем какую именно. Если же ответ отрицательный, уточняем, понимает ли он что такое коуч-сессия, ее важность в достижении поставленных целей и т.д. Это помогает быстрее сориентироваться в том, какой вопрос можно задать, экономит усилия и продуктивное время для диалога.

Какие вопросы можно задавать?

Как мы уже указывали ранее, задавать можно любые вопросы, лишь бы они были к месту. Например, каверзные или провокационные. Многие скажут, что такие варианты не корректны и их нельзя применять в диалоге. Но всегда ли это утверждение истинно? Если говорить о коучинге, для которого важно вывести клиента из зоны комфорта, то стоит ли сужать его арсенал только к корректным методам? Ведь никто не отменял принцип, согласно которому клин клином вышибают. Иногда клиент может настолько запутаться в своей жизни и собственных мыслях, что вывести его из такого состояния может только откровенная провокация. Отвечая на такие вопросы и понимая абсолютную несостоятельность своих суждений, человек в итоге начинает смотреть на мир по новому. Это и требуется для его развития.

Главное тут не переборщить, тем самым еще больше запутав себя и своего собеседника. Коуч или ментор должен всегда держать под контролем ситуацию, в случае необходимости переводя разговор в конструктивную плоскость. Так что, чем каверзнее планируются ситуации, тем дольше следует к ним готовиться и просчитывать возможные сценарии развития событий.

А вообще, чтобы понять, как задать вопрос, для начала желательно выяснить зачем это делать. Ведь без конкретных целей разговор превращается в болтовню, которая ни к чему хорошему не приведет.

После прочтения этой статьи, желательно на время отвлечься, а потом перечитать и переосмыслить ее еще раз. Если удастся уловить основные мысли, то как задать вопрос уже не покажется такой дилеммой. Желательно просто спланировать важный диалог, но быть готовым и к неожиданным поворотам событий. Не так важно, какой вопрос можно задать, куда важнее понимать зачем это нужно делать. Либо мы сами хотим что-то узнать, либо пытаемся другого на правильные мысли натолкнуть. А уже исходя из этого и думать, какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться.

Руководитель крупной компании пошел в лес за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил ее на обочине дороги и углубился в лес. Там он долго ходил, но проплутав около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к своей машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел удобный пенек и сел на него, чтобы отдохнуть. Через какое-то время к месту, где он сидел, вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил его:

— Извините меня, можете ли вы сообщить, где я нахожусь?

Внимательно посмотрев на него, грибник ответил:

— Вы находитесь в лесу, на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем под высокой сосной.

— Вы должно быть, психолог-консультант! — сказал заблудившийся.

— Ого! Как вы это узнали? — спросил прохожий.

— Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине.

— А-а-а, ну вы, должно быть, президент крупной компании! — улыбнулся консультант.

— Точно! А как вы догадались?

— Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь точно в том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!

Данный анекдот, хоть и метафорическая, но вполне наглядная демонстрация неумения задавать правильные вопросы и, как следствие, вести конструктивный диалог.

Человек получает ответ на свои вопросы в соответствии с его способностью к пониманию и его подготовкой.

Успех в социальной или деловой сфере напрямую связан с вашим умением задавать нужные вопросы и добиваться необходимых ответов. В жизни социальной это умение поможет вам сохранить дружбу, встретить нового партнера или просто подружиться с соседями. В бизнесе искусство задавать правильные вопросы может помочь заключить сделку, а неумение сделать это, наоборот, поспособствует ее провалу. Умение или неумение правильно спрашивать могут спасти или погубить переговоры, определить вашу будущую карьеру.

Итак, рассмотрим два основных типа вопросов: открытые и закрытые.

Закрытые вопросы

Кто? Когда? Где? Который?

Закрытые вопросы строятся по принципу «истина—ложь» или по принципу множественного выбора. То есть они требуют односложного ответа. Например: «Где вы родились?», «Вы вышли на работу в 9:00?», «Вы умеете играть на скрипке?»

Закрытые вопросы полезны, чтобы побудить человека рас-крыть какие-либо факты из собственной жизни, которые вы могли бы использовать для построения дальнейшего разговора. «Я родился в городе, но в другом», «Да, я три раза в неделю хожу в тренажерный зал». Также закрытые вопросы задают, чтобы определить позицию собеседника по интересующему вас вопросу. Когда они уже выполнили свою роль, закрытые вопросы делают беседу унылой, однообразной и скучной. После каждого из них воцаряется гнетущее молчание. Люди, которым задают подряд несколько закрытых вопросов, начинают ощущать себя, как на допросе, и часто испытывают раздражение.

Открытые вопросы

Как? Почему? Зачем? Каким образом? Расскажите о..., Объясните... и т. п.

Вопрос «Что?» относится к смешанному типу и по контексту может быть использован в обоих вариантах.

Советуем вам чередовать закрытые вопросы с открытыми, если вы хотите, чтобы ваш разговор был интересным и более глубоким. Открытые вопросы подразумевают, что ответ обязательно будет состоять из нескольких слов. Подобные вопросы нуждаются в объяснениях, более полном раскрытии. Задавая такой вопрос, вы показываете собеседнику, что вы заинтересованы в его словах и стремитесь узнать о нем больше.

Вам может показаться, что многие отвечают на закрытые вопросы так, словно они были открытыми. Если это так, то ваш собеседник ответит на открытый вопрос еще более подробно. Значит, он чувствует себя в настоящий момент и в вашем обществе легко и свободно. Когда вы задаете открытые вопросы, собеседник получает возможность раскрыться наиболее полно.

Задавая вопросы, вы имеете возможность лучше контро-лировать ситуацию, тему и ход разговора. Например, со-беседник говорит вам: «Я только что вернулся из Индии». В такой ситуации существует множество вопросов, которые вы могли бы задать в зависимости от ваших интересов. «Какая погода там была?», «На каком языке там говорят?», «Какие у тебя впечатления от индийской кухни?», «Расскажи о самом ярком впечатлении».

В тему
Умение задать правильный вопрос иногда может предотвратить даже крупные конфликты. Это наглядно демонстрирует история, рассказанная генералом Лебедем. Александр Иванович в апреле 1989 года командовал 106-й Тульской воздушно-десантной дивизией, направленной в столицу Грузии для подавления антисоветских выступлений. «В Тбилиси собирается толпа и гундит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил! В „Заре Востока" написано!» Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу". — „Ну, давай поговорим". — „Тогда у меня три вопроса. Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?"»

Выбирая, какой вопрос задать, помните о двух вещах. Во-первых , задавайте вопрос, только когда вы действительно хотите услышать, что ваш собеседник вам ответит. Неважно, насколько вы искусны в ведении беседы, собеседник может почувствовать фальшь невербально — по вашим движениям, микромимике или интонации, и тогда, скорее всего, отнесется к вам без особой симпатии.

Во-вторых , стремитесь работать в двух планах, что означает умение вести беседу не только так, как интересно и хочется вам, а так, чтобы и собеседнику было приятно разговаривать с вами. Самый скучный разговор получается, когда оба его участника пренебрегают интересами друг друга.

Основные ошибки при задавании вопросов

Слишком открытые вопросы

Для наглядной иллюстрации подобной ошибки приведем в качестве метафорического примера один из наших любимых внутрикорпоративных анекдотов.

Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:

— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы. Что нам делать?

Филин подумал и говорит:

— А вы станьте ежиками. У ежиков иголки, их никто не обижает.

Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:

— Как же мы станем ежиками? — и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину. Прибежав, они спросили:

— Мудрый филин, а как же нам стать ежиками?

И ответил филин:

— Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь.

Точно такой же характер носят и другие вопросы: «Расскажите о себе», «Что новенького?» и т. п. «Как дела?» звучит как клише, направленное скорее на поддержание разговора или заполнение неловкой паузы, чем на получение действительно интересующей собеседника информации. Стандартные вопросы влекут за собой стандартные же ответы: «Нормально», «Неплохо» или «Как обычно». Гораздо реже собеседник проявит инициативу и хотя бы съязвит «Еще не родила».

Слишком сложные вопросы для начала беседы

Некоторые вопросы требуют либо слишком большого для начала общения самораскрытия от собеседника, либо заданы без создания контекста как полезной канвы и благодатной почвы для общения.

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы — это наиболее закрытая форма вопросов. Они предлагают собеседнику лишь согласиться с вашей точкой зрения. Приведем несколько примеров.

«Уже десять часов. Не остаться ли нам дома?», «Ты ведь не считаешь, что он прав?», «Двух часов прогулки вполне достаточно для одного вечера, разве нет?»

Умение задавать наводящие вопросы, причем делать это элегантно, может пригодиться в случае необходимости самому использовать манипуляции как тактический инструмент с ограниченным сроком годности. Но в повседневной жизни и в близких отношениях он не принесет пользы вашим отношениям с окружающими и приведет к их осложнению.

Заведомое несогласие

Когда кто-то высказывает мнение, с которым вы не согласны, и вы хотите изложить свою точку зрения, приводите свои доводы лишь после того, как расспросите собеседника, почему он думает именно так, но ни в коем случае не раньше.

Непродуманная тема вопроса

Если у вас есть возможность заготовить вопросы заранее, то вам будет гораздо легче вести разговор, чем когда вы вынуждены импровизировать по ходу беседы. Домашние заготовки — это очень полезная вещь, ведь лучшая им-провизация получается в результате хорошей подготовки.

Отношение к вам людей в значительной степени зависит от вашего умения задавать заготовленные вопросы о их любимом предмете — о них самих. В природе не существует прирожденных торговцев или людей, чье призвание — вести переговоры или быть душой компании. Сталкиваясь с людьми, которым это прекрасно удается, вы наверняка обнаружите, что они, сознательно или неосознанно, изучали правила общения и умения задавать вопросы.

сайт благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.

При необходимости что-то узнать надо спрашивать. Вопрос - это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли клиента в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос - это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется).

Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое - спросить, заставляя задуматься клиента, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.

Кто задает вопросы, тот управляет беседой.

Целесообразно задавать вопросы по принципу воронки : от выяснения общих обстоятельств и отношения клиента к деловому предложению к конкретизации и уточнению деталей для выявления его интересов и условий их удовлетворения. Например, при заинтересованности - уточнение, что именно интересует, а в случае отказа или сомнения - в чем причины. Если нет таких результатов, то разговор с клиентом прошел впустую.

По форме все вопросы можно разделить на две категории: закрытые и открытые.

Закрытые вопросы дают однозначные ответы, фиксируя альтернативу между «да» и «нет» . Поэтому закрытые вопросы хороши, когда необходимо четко установить или наличие чего-либо в настоящем или прошлом («Вы применяете это?», «Вы это пробовали?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы спроектировать свои дальнейшие шаги. «Да» или «нет» клиента - своеобразные переключатели ваших усилий в соответствующем направлении. Если «да» - в чем, как, сколько, когда; если «нет» - с чем это связано.

При этом избегайте сразу задавать закрытые вопросы об окончательном принятии решения. Например, «Вы согласны?», «Будете заказывать?», когда клиент еще не успел как следует ознакомиться с товаром либо услугой. Как правило, в таких случаях ответ будет отрицательным либо уклончивым («Трудно сказать», «Не знаю»), что практически не является согласием. Этим вы можете лишь активизировать негативное отношение клиента, так как психологически легче отказаться, чем согласиться, то есть взять на себя ответственность за решение. А приняв решение, клиент связывает им себя. Поэтому учитывайте, что убеждать всегда легче, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы специально задаете закрытые вопросы, чтобы с большой вероятностью услышать ответ «да», тем самым смягчая его отрицательную установку, если она есть. Таким способом пользовался Сократ. Это возможно, когда вы обращаетесь к общепризнанным ценностям, например: «Вы хотите иметь надежный результат?», «Качество для вас важно?», «Гарантии интересуют?», либо к явным фактам: «Жизнь не стоит на месте, не так ли?».

Общая закономерность здесь такая: чем больше «да» в качестве согласия вы добиваетесь от клиента, тем больше расширяется зона взаимопонимания и общности с ним. Как и наоборот: чаще «нет» - больше вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому одно из правил убеждения гласит: не начинайте разговор с основных противоречий, добейтесь согласия в малом, тогда легче будет достигнуть соглашения и в главном.

Открытые вопросы не имеют однозначного ответа, заставляют вашего собеседника задуматься, полнее выявляют его отношение к вашему предложению. Постановка открытых вопросов - хороший способ получения новой, развернутой информации, которую сложнее получить с помощью закрытых вопросов. Поэтому чаще задавайте открытые вопросы , используя их в различных целях и вариантах в процессе разговора.

  • Спрашивайте о фактах , необходимых вам для анализа ситуации: «Что имеется (используется)?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и др.
  • Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения: «Что необходимо?», «Каким образом?», «Какое количество?», «Когда?», «Где?». Например, чтобы помочь клиенту в выборе, можно перечислять варианты, задавая вопрос: «Что вас интересует: первое… второе… третье..?», «У нас имеется то-то и так-то. Что и как предпочтительней для вас?».
  • Предлагайте свои решения в форме вопросов : «А что если поступить таким образом..?», «Почему бы не рассмотреть такой-то вариант..?», прибавляя к этому аргументы. Это гораздо лучше, чем открыто сказать: «Я предлагаю…», «Я считаю…». Используйте и такой способ: отталкивайтесь от высказываний собеседника, предлагая свои решения: «В продолжение ваших слов, почему бы не..?», «Развивая вашу мысль…», «Вы отметили (кратко повторяете сказанное). Исходя из этого, что, если рассмотреть… (и высказываете свое предложение)?».
  • Выясняйте отношение и мнение собеседника по обсуждаемым вопросам: «Как вы относитесь к этому?», «Как вы считаете?».
  • Спрашивайте, чем обоснованы утверждения вашего собеседника: «С чем это связано (чем обусловлено)?», «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?».
  • Уточняйте все, что вам неясно : «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».
  • Выясняйте неучтенные интересы, как деловые, так и личные: «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?», «О чем мы забыли?».
  • Уточняйте сомнения и их причины : «Что-то не устраивает (беспокоит)?», «В чем сомнения?», «Почему это нереально?», «В чем трудности?», «Что мешает?».

Пример для демонстрации возможного использования открытых вопросов с целью управления беседой, а непротиводействия: «Наша фирма предлагает то-то». - «Нас это не интересует». - «А с чем это связано?» - «Это ерунда». - «В чем именно?» - «Это не подходит». - «Из-за чего?» - «Это все не то». - «А что именно вы бы хотели?» - «Да ничего». - «Я понимаю. А что, если рассмотреть такой-то вариант?» Это лишь иллюстрация, что есть выбор вариантов поведения, когда от клиента звучат «обескураживающие» ответы.

Помните, что открытые вопросы являются более жесткой формой «зондирования» вашего собеседника. Поэтому гибко сочетайте открытые и закрытые вопросы для достижения цели, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Задавайте вопросы в краткой и ясной формулировке . Чем короче вопрос, тем больше вероятности ответа на него. Не говорите сложно и длинно. Еще хуже, когда, начав вопрос, вы впадаете в пространные рассуждения, уходя в сторону и забывая, что хотели спросить. А ваш собеседник ждет, когда же вы зададите вопрос и о чем конкретно он будет. Если вам так надо, то сначала кратко объясните, а затем понятно и коротко спросите.
  • Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, смягчайте их по интонации . Представьте реакцию клиента на вопросы, произнесенные тоном, требующим обязательного ответа. Вопросы должны звучать в непринужденной, разговорной форме. Любое высказывание, в конце которого вы понижаете голос, звучит как утверждение, если повышаете - звучит как вопрос. Для примера попробуйте прочитать вслух и сравнить две фразы: «Я сейчас читаю» и «Я сейчас читаю?». Смягчайте вопросы и с помощью вводных слов: «Скажите, пожалуйста, как..?», «Могли бы вы уточнить, в чем..?». Иногда уместно, особенно по телефону, предварительно спросить разрешения задать вопросы: «Можно задать вам несколько вопросов для уточнения?»
  • Обязательно дождитесь ответа на свой вопрос . Когда клиент сразу отвечает на ваши вопросы, то вы получаете продуманные ответы, по которым уже принято решение, то есть его «заготовки». Если после вопроса следует пауза собеседника, значит, он думает, то есть у него нет готового ответа. Никогда не прерывайте такую паузу: задали вопрос - ждите ответа . Наберитесь терпения, не нарушайте «момента истины», проявляя при этом максимальное уважение. После длительной паузы порой звучит самая полезная информация. Не пропускайте эту возможность, выслушайте до конца, потому что клиент может высказываться по частям, с промежуточными остановками. Особенно важны такие паузы клиента, возникшие на ваши нестандартные для него предложения, сделанные в форме вопроса. Например: «А что, если сделать так-то..?», «Как вы смотрите на такое предложение..?». Здесь вы не требуете окончательного согласия, а предлагаете лишь варианты для рассмотрения. Если клиент ответит уже приводимыми ранее «Трудно сказать», «Я не знаю», «Надо подумать», «Вопрос интересен», то в данном случае это хорошо для вас, так как нет явного отказа. Значит, это предложение можно дальше развивать и аргументировать для достижения соглашения.
  • Не задавайте вопросов, навязывающих мнение . Например: «Согласитесь со мной, это же так?», «Это любой подтвердит, не правда ли?», «Вы же понимаете?». Это давление, которое может вызвать ответную враждебность.

Цель вопросов - не только получить информацию, но и помочь вашему собеседнику понять, что ваше предложение может быть выгодно для него. С помощью вопросов стремитесь привести его к такому заключению. Это высший профессионализм ведения как переговоров, так и деловых бесед.

error: Content is protected !!