Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела



Кафедральный собор Святого Иакова (Dom zu St. Jakob) - главный храм Инсбрука. Нынешнее здание собора было воздвигнуто в 1717–1724 годах, но церковь в позднем романском стиле существовала на этом месте еще в 12 веке. Название собора напоминает, что здесь пролегал путь средневековых паломников «путь Святого Иакова».

Здание построено в барочном стиле и дополнено двумя колокольнями. Колокольни собора видны практически из любой точки города. На вершинах расположен ансамбль из 48 колоколов с общим диапазоном звучания в четыре октавы, это крупнейший подобный ансамбль в Австрии. Колокольный перезвон храма Святого Иакова во славу мира во всем мире можно услышать ежедневно в полдень. На фасадах башен установлены механические часы возрастом более 300 лет.

С площади перед собором открывается великолепный вид на его торжественный барочный фасад.

Интерьер собора роскошен. Изумительной красоты фрески занимают всю внутреннюю поверхность стен и потолка. Пространство разделено колоннами из розового мрамора.

В соборе хранится множество шедевров мирового масштаба. Свою лепту в интерьер церкви внес в том числе Альбрехт Дюрер.

В кафедральном соборе Инсбрука находится живописное полотно 16 века «Мадонна с младенцем- помощница христиан» (Мариахильф) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Мадонна находится в центре алтаря, богато украшенного резьбой по дереву с позолотой. В 1689 году храм был разрушен землетрясением, но чудодейственную картину по счастливому стечению обстоятельств удалось спасти.

После землетрясения собор был восстановлен лишь в середине 18 века.

Во время Второй Мировой войны собор Святого Иакова вновь серьезно пострадал. В 1960-х годах были произведены реставрационные работы, после которых храм выглядит, как новый.

Внутри храма хранятся помпезные надгробия эрцгерцога Максимилиана III и Ойгена Австрийского.

Барочный орган собора украшен резной деревянной отделкой с позолотой.

Собор Святого Иакова — действующий храм, следует помнить, что вход для туристов закрыт во время месс.


К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света - чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города - собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!


На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом - откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!


Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре - полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию - даже по стенам выступающего трансепта - проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.


Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.


Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.


Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, - El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова - Azabacheria - был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления – внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы - поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.


Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться - поражает.


Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах - скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма - по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.


В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.


Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Главный храм Бильбао, Кафедральный собор Сантьяго посвящён апостолу Иакову и считается одним из главных храмов на знаменитом Пути Святого Иакова, заканчивающемся в Сантьяго-де-Компостела . Почти восемь столетий он взирает на город с высоты своей единственной колокольни, а его классический готический облик - со стрельчатыми арками, «колючими» шпилями и непременной витражной розеткой над входом - немало добавляет красоте старого квартала Каско-Вьехо. Внутри - несколько исторических реликвий и ценных средневековых статуй святых, целых 15 капелл, а также старинный орган французской работы. А ещё здесь очень уютный внутренний двор, где растут фруктовые деревья.

Святой Иаков - покровитель города Бильбао с 1643 года.

Немного истории

Мнения архитекторов и историков о времени строительства собор разделились - некоторые датируют первоначальную конструкцию 12-ым веком, другие - столетием позже. Определённо одно - Кафедральному собору Бильбао никак не меньше семи веков. Конечно, от оригинального сооружения сегодня осталось исключительно мало - лишь элементы фундамента. На протяжении своей долгой истории собор неоднократно страдал от пожара и был разрушен наводнением. Последние повреждения он получил в ходе бомбардировок Второй мировой. В 1950-х годах и позже, в 2000-х, он был реставрирован - и сегодня взирает на туристов и жителей Бильбао во всей мощи своей торжественной готической архитектуры.

Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Что посмотреть

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао занимает достаточно компактные размеры - в плане это прямоугольник со сторонами 51 и 22 метра, а его общая площадь составляет около 1100 кв. метров.

Начать знакомство с храмом стоит с его фасада - это великолепный образец готического и нео-готического стилей с центральным входом-порталом, оформленным перекрестьями стрельчатых арок, витражной розеткой над ним и устремлённой ввысь колокольней высотой 64 метра с массой готических украшений и механическими часами. Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Любопытная деталь центрального нефа собора - впечатанные в несущие колонны элементы каменной резьбы с указанием имён знатных горожан - дарителей и донаторов собора.

Подобно всем сооружениям готики, собор представляет собой базилику - алтарь и хоры - на меньшей стороне прямоугольника, вход - с его противоположной стороны, пространство поделено тремя проходами-нефами: высоким центральным (где установлены скамьи для паствы) и двумя боковыми. По периметру собора расположены 15 капелл, посвящённых различным святым: Сан-Антон, Санта-Лусия, Сан-Серафим, Девы Кармен и так далее. В каждой капелле стоит увидеть средневековую деревянную скульптуру святого.

Непременно стоит увидеть старинный орган - он был доставлен в храм в конце 19 века из Франции. Пространство храма расцвечивается цветными бликами от многочисленных витражей - они расположились по всему периметру собора.

Практическая информация

Адрес: Plaza Santiago, 1. Ближайшая станция метро - Casco Viejo.

Так же как и много столетий назад, считается центром христианского мира и современной паломнической «Меккой» находящийся на северо-западе Испании город Сантьяго-де-Компостела. Именно в его кафедральном соборе упокоены мощи небесного покровителя Испании - святого апостола Иакова (Сантьяго), поклониться к которым ежегодно стекается множество путешественников и паломников из разных стран.

Легенды старого города

Согласно наиболее широко распространенной версии, близкий друг и ученик Спасителя - апостол Иаков (Старший) прошел долгий путь до одной из самых отдаленных провинций римлян в Испании, чтобы проповедовать там Евангелие. Его миссию можно было бы считать вполне успешной, но вот только по возвращении в Палестину по приказу царя Ирода он был казнен. Преданные ученики сумели собрать останки своего учителя и, сложив их в небольшую лодку, отправили в плаванье. Божественной волей или просто чудом это скорбное судно оказалось на берегах реки Улья, протекающей неподалеку от места, где расположен сегодня город Сантьяго-де-Компостела. Прошло много веков, и в одну из ночей 813 года Пелайо, монах-отшельник, увидел звездный поток, устремившийся за холм, расположенный неподалеку. Расценив это как знак свыше, он отправился к месту падения звезд и нашел нетленные мощи апостола Иакова.

Первая церковь

Обретенные священные апостольские останки с должными почестями были перемещены в гробницу. Несколько позднее по приказу испанского короля Альфонсо II над ней была сооружена небольшая базилика. Позднее в Сантьяго-де-Компостела был переименован расположенный неподалеку городок. Сантьяго переводится как «святой Иаков», а Компостела значит «место, указанное звездой». В X веке эта небольшая церковь была сожжена войсками Хаджиба Аль-Мансура. Церковные колокола и ворота он вывез в Кордову, где и передал их в мечеть.

История собора

Только в 1075 году на месте, где находилась сожженная и разоренная мусульманскими войсками базилика, по приказу правителя Испании Альфонсо VI начались работы по строительству собора. Планировалось, что он должен стать практически копией тулузской базилики святого Сернина, но во время дальнейших работ проект претерпел значительные изменения. Для сохранения мощи святого Иакова убрали в раку, сделанную из серебра, и установили ее в крипте. В конце XVI века, когда к испанским берегам направлялась английская флотилия так называемой анти-Армады, останки святого были спрятаны. Возвращение, а по сути, второе обретение мощей этого святого, в Сантьяго-де-Компостела (Испания) произошло только в начале 1879 года. Было много сомнений, не подделка ли это, однако через несколько лет понтифик Лев XIII подтвердил их подлинность. Через 16 лет после возвращения мощей был найден и опубликован кодекс папы Каликста II, содержащий множество ценной информации, касающейся строительства собора.

Возведение и особенности

Собор Сантьяго-де-Компостела был спроектирован испанским архитектором Бернардом-старшим, создавшим план строительства для нескольких поколений мастеров. Возведение этого монументального сооружения продолжалось с XII по XIII век. Здание собора построено в форме креста, ширина которого 57, а длина 75 метров. Он состоит из трех продольных и одного трехчастного поперечного, нефов, алтарной части, окруженной полукруглой боковой обходной галереей - деамбулаторием. В центре храма расположен высокий алтарь, под которым расположена крипта с мощами святого.

Внешние особенности

У собора святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела четыре фасада:

  • El Obradoiro - Обрадорио, центральный.
  • Quintana - Кинтана, восточный.
  • Azabacheria - Асабачерия, северный.
  • Platerias - Платериас, южный.

Все фасады были построены в разное время под руководством различных архитекторов. Самым старым является южный фасад Platerias, построенный в романском стиле в 1075 году. Это крытый вход, украшенный рядом изящных ложных арок. Восточный фасад Кинтана выполнен в стиле барокко и был завершен в конце XVII века. В XVIII столетии были построены центральный - El Obradoiro и северный - Azabacheria фасады. Обрадорио, выходящий на одноименную площадь, исполнен в барочном стиле архитектором де Кассас-и-Новоа. Северный фасад Асабачерия выстроен позднее и является примером смены архитектурного стиля барокко неоклассицизмом.

Дорога святого Иакова

Сегодня, как и много веков назад, каждый желающий может стать пилигримом и отправиться в путь. Сантьяго-де-Компостела и собор станут конечной точкой 200-километровой дороги святого Иакова, или как ее еще называют - Пути Сантьяго, которую паломники должны пройти пешком или же преодолеть на велосипеде.

Никакие другие транспортные средства использовать нельзя. Начать свое путешествие можно в Англии, Франции или Португалии, хотя большая часть современных паломников «стартует» в самой Испании. Кроме основного и самого длинного французского, есть и другие пути:

  • Английский, начинавшийся для ирландских и британских паломников в порту Ла-Корунья.
  • Прибрежный — Камино Норте, идущий от Пиренейских гор через Астурию и Эускади - Страну Басков.
  • Португальский, стартовавший из Лиссабона.
  • Восточный, проходящий от Севильи через Саламанку и Мериду.

Ежегодно этими маршрутами, пересекающими Пиренейский полуостров и завершающимися в Сантьяго-де-Компостела, проезжают и проходят миллионы паломников и путешественников, подтверждая правоту старинной испанской пословицы о том, что все дороги приводят в Компостелу.

error: Content is protected !!